5. Некоторые примеры.
Рассмотрим теперь некоторые примеры использования полученных формул и доказанных в последних двух параграфах теорем о свойствах интеграла.
Пример 1.
Для вычисления интеграла мы сделали замену переменной затем, найдя первообразную получившейся после этой замены подынтегральной функции, воспользовались формулой Ньютона—Лейбница.
Конечно, можно было бы поступить и иначе: найти довольно громоздкую первообразную функции и затем воспользоваться формулой Ньютона—Лейбница. Пример показывает что при вычислении определенного интеграла, к счастью, иногда удается избежать отыскания первообразной подынтегральной функции.
Пример 2. Покажем, что
при
если Случай, когда можно рассмотреть отдельно, и в этом случае, очевидно, вновь приходим к тому же результату.
Пример 3. Пусть Покажем, что
четная функция, если — нечетная функция.
Если
Бели же то, как видно из тех же выкладок, получим
Пример 4. Пусть — определенная на всей числовой прямой М периодическая функция с периодом Т, т. е. при .
Бели — интегрируемая на каждом конечном отрезке функция, то при любом а имеет место равенство
т. e. интеграл от периодической функции по отрезку длины периода Т этой функции не зависит от положения отрезка интегрирования на числовой прямой:
Мы сделали замену и воспользовались периодичностью функции
Пример 5. Пусть нам нужно вычислить интеграл например, с точностью до
Мы знаем, что первообразная (интеграл Френеля) не выражается в элементарных функциях, поэтому использовать формулу Ньютона—Лейбница здесь в традиционном смысле нельзя.
Поступим иначе. Исследуя в дифференциальном исчислении формулу Тейлора, мы в качестве примера (см. гл. V, § 3, пример 11) нашли, что на отрезке с точностью до имеет место равенство
Но если на отрезке то верно также, что при
если , например, в -окрестности точки Из этой оценки, очевидно, следует непрерывность функции
Если же то по правилу дифференцирования сложной функции
поэтому из записи
получаем, что
Функцию после замены и переменной интегрирования можно записать в виде
Если то, применяя первую теорему о среднем, находим, что
где Отсюда следует, что
что вполне естественно.
Задачи и упражнения
(см. скан)