Главная > МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ (Дж.Глимм, А.Джаффе)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Қлассическая физика оказывается непригодной при изучении атомов и молекул. Например, атом водорода состоит из двух частиц: ядра – протона с зарядом $+e$ и массой $m_{p}$ и электрона с зарядом -e и массой $m_{e}$. Ядро тяжелое, $m_{p} / m_{e} \approx 2000$, и относительно небольшое: радиус протона примерно в $10^{-3}$ раз меньше радиуса атома. Согласно классическим представлениям, под действием притягивающего кулонова потенциала $V(r)=-e^{2} / r$ электрон должен был бы вращаться вокруг протона подобио тому, как Луна под действием гравитационного притяжения врацается вокруг Земли. Однако в таком случае движущийся с ускорением заряженный электрон должен был бы непрерывно излучать энергию, что привело бы к разрушению атома.

Первоначальной задачей квантовой механики было объяснение устойчивости атомов и молекул и выяснение причин, по которым частоты излучения света возбужденными атомами принимают дискретные значения. Успех квантовой механики в предсказании атомных и молекулярных спектров явился грандиозным достижением науки двадцатого столетия. Теперь нет никакого сомнения в том, что квантовая механика дает истинное описание явлений природы. В этой главе будут сформулированы в виде постулатов основные принципы квантовой механики без каких бы то ни было попыток обосновать их или вывести. Мы предпочитаем рассматривать классическую механику (§1.2) как предел квантовой механики при $\hbar \rightarrow 0$. Постулаты разделены на основные (помеченные буквой Р) и те, которые справедливы в ограниченном классе теорий.
Постулат P1. Чистыми состояниями квантовомеханической системы являются лучи в некотором гильбертовом пространстве $\mathscr{H}$ (или единичные векторы с произвольной фазой).

Как и в классическом случае, указать чистые состояния квантовой системы – это все, что можно о ней сказать.
Представление о состояниях как о лучах в гильбертовом пространстве приводит к вероятностной ннтерпретации квантовой механики. Рассмотрим физическую систему в состоянии $\theta$; тогда вероятность ее пребывания в чистом состоянии $\chi$ равна $|\langle\theta, \chi\rangle|^{2}$. Очевидно, что $0 \leqslant|\langle\theta, \chi\rangle|^{2} \leqslant 1$.

Заметим, что, хотя фаза вектора $\theta$ физически несущественна, относительная фаза двух векторов $\theta_{1}$ и $\theta_{2}$ уже важна. Другими словами, если $|\alpha|=1$, то $|\langle\alpha \theta, \chi\rangle|$ не зависит от $\alpha$, а вот $\left|\left\langle\theta_{1}+\alpha \theta_{2}, \chi\right\rangle\right|$ зависит. Поэтому удобнее всего рассматривать чистые состояния просто как векторы гильбертова пространства, а нормировать их лишь в конкретных вычислениях.
Постулат Р2. Наблюдаемыми в квантовой механике являются самосопряженные операторы в гильбертовом пространстве $\mathscr{C}$. Среднее значение наблюдаемой $B$ для системы, находящейся в состоянии $\theta$, равно
\[
E_{\theta}(B)=\langle\theta, B \theta\rangle /\langle\theta, \theta\rangle .
\]

Примеры наблюдаемых: гамильтониан (энергия), импульс, координата (частицы).

Заметим, что введение «статистических смесей» в квантовую механику приводит к квантовой статистической механике. Обычно система квантовой статистической механики описывается при помощи положительного оператора $\rho$ со следом ( $\operatorname{tr} \rho&lt;\infty$ ). При этом среднее значение вычисляется по формуле
\[
\rho(B)=\operatorname{tr}(\rho B) / \operatorname{tr} \rho .
\]

Если ранг оператора $\rho$ равен 1 , то $\rho$ задает чистое состояние (1.3.1), а $\rho / \operatorname{tr} \rho$ – проекция на одномерное подпространство, порожденное вектором $\theta /\|\theta\|$. В других случаях состояние $\rho(B)$ является выпуклой линейной комбинацией чистых состояний:
\[
\rho(B)=\sum \alpha_{i}\left\langle\theta_{i}, B \theta_{i}\right\rangle,
\]

где $\theta_{i}$ – ортонормированная система собственных векторов оператора $\rho$, а $\sum \alpha_{i}=1$.
Постулат Р3. Гамильтониан $H$ является инфинитезимальным генератором унитарной группы $U(t)=e^{-i t H / \hbar}$ сдвигов по времени, импульс $\mathbf{P}$ – инфинитезимальным генератором унитарной группы $e^{i_{\mathbf{x}} \cdot \mathbf{P} / \hbar}$ пространственных сдвигов, а угловой момент (момент количества движения) J – инфинитезимальным генератором унитарной группы пространственных вращений.

Группа $U(t)$ сдвигов по времени определяет динамику. В кванТовой механике общеприняты два разных подхода: шредингеровский и гейзенберговский. В первом наблюдаемые не меняются со временем, а состояния эвонюцнонируют по формуле
\[
\theta(t)=e^{-i t H / h} \theta \text {. }
\]

Векторы-состояния удовлетворяют уравнению Шредиигера
\[
\text { iћ } d \theta(t) / d t=H \theta(t) .
\]

Зависящее от времени состояние $\theta(t)$ задает среднее значение $E_{\theta(t)}(B)$.

Второй подход к описанию динамики – это картина Гейзенберга, в которой состояния неподвижны, а наблюдаемые эволюционируют в соответствии с действием группы автоморфизмов
\[
B \rightarrow B(t)=e^{i t H / \hbar} B e^{-i t H / \hbar}=U(t)^{*} B U(t) .
\]

Произвольная наблюдаемая $B$ удовлетворяет уравнению динамики
\[
\hbar d B(t) / d t=[i H, B(t)],
\]

формальным решением которого служит ряд
\[
B(t)=\sum_{n=0}^{\infty} \frac{(i t / \hbar)^{n}}{n !}[H,[H, \ldots,[H, B], \ldots]] .
\]

Отметим сходство между (Н2-3) и формулами (1.2.8-9); роль скобок $\{\cdot, \cdot\}$ играет коммутатор $[\cdot, \cdot](i \hbar)^{-1}$. Постоянная Планка in имеет физическую размерность действия, как и произведение $p q$.

Связь между представлениями Гейзенберга и Шредингера устанавливается равенством
\[
E_{\theta(t)}(B)=E_{\theta}(B(t)) .
\]

Заметим, что из постулата Р3 следует, что результаты наблюдения (т. е. значения скалярного произведения $\langle\theta, \chi\rangle$ ) не зависят от того, в какой момент времени это наблюдение производилось, т.е.
\[
|\langle\theta, \chi\rangle|=|\langle\theta(t), \quad \chi(t)\rangle| .
\]

Обратно, пусть $\theta$ и $\theta^{\prime}$ – два вектора гильбертова пространства $\mathscr{H}$, полученных один из другого при помощи некоторой симметрии $\mathscr{H}$, т. е. взаимно однозначного преобразования $\mathscr{H}$ на себя, которое сохраняет вероятности: $|\langle\theta, \chi\rangle|=\left|\left\langle\theta^{\prime}, \chi^{\prime}\right\rangle\right|$.
Теорема 1.3 .1 (Вигнер). Каждая симметрия гильбертова пространства $\mathscr{H}$ лвляется либо унитарным преобразованием $U: \theta^{\prime}=U \theta$, либо антиунитарным оператором $A: \theta^{\prime}=A \theta$.

Этот результат показывает, что любую симметрию гильбертова пространства $\mathscr{H}$ можно рассматривать как представление какойнибудь группы координатных преобразований. В частности, группа сдвигов по времени действует с помощью унитарной группы операторов $U(t)$ в $\mathscr{C}$. Лиџь некоторые дискретные симметрии (например, обращение времени в нерелятнвнстской квантової механие) представляются антиунтарными преобразованиями в $\mathscr{H}$.

Перейдем теперь ко второй части этоғо параграфа, в которой мы подробно рассмотрим случай нерелятивистской квантовой механики. При стандартном описании системы $n$ частиц, движущихся в поле потенциала $V$, вводят гильбертово пространство
\[
\mathscr{H}=L_{2}(Q),
\]

где $Q=R^{3 n}$ – конфигурационное пространство. Выбор гильбертова пространства в виде (1.3.5) называется шредингеровым представлением (не путать со шредингеровой картиной). Функция $\psi(q) \in \mathscr{H}$ интерпретируется как плотность распределения вероятностей $\rho(q)=|\psi(q)|^{2}$ голожения частиц в пространстве $Q$.
Согласно Р3, имеем
\[
p_{i}=(\hbar / i)
abla_{q_{i}}
\]

а гамильтониан вида
\[
H=\sum_{j}\left(p_{i}^{2} / 2 m_{j}\right)+V(q)
\]

превращается в эллиптический дифференциальный оператор
\[
H=-\sum_{j}\left(\hbar^{2} / 2 m_{j}\right) \Delta_{q_{j}}+V(q) .
\]

Заметим, что (канонические) коммутационные соотношения
\[
\left[q_{i}, q_{j}\right]=0=\left[p_{i}, p_{j}\right], \quad\left[p_{i}, q_{j}\right]=-i \hbar \delta_{i j} I
\]

подобны соотношениям (1.2.7), в которых скобки $\{\cdot, \cdot\}$ заменены коммутатором $[\cdot, \cdot](i \hbar)^{-1}$. Эти соотношения сохраняются при действии гейзенберговой динамики.

Представление (1.3.5) не позволяет учесть спин элементарных частиц, например нулевой спин у $\pi$-мезона (пиона), спин $1 / 2$ у электрона, мюона, протона или нейтрона, спин 1 у фотона и более высокие значения спина у других частиц или ядер. Для того чтобы изучать взаимодействия, зависящие от спина (например, взаимодействие спинового магнитного момента с магнитным полем), мы должны вместо пространства (1.3.5) рассмотреть $n$-кратное тензорное произведение
\[
\mathscr{H}=\otimes L_{2}(Q, S) .
\]

Здесь $Q=R^{3}$, а $L_{2}$ – пространство функций, определенных на $Q$, со значениями в спиновом пространстве $S$ конечной размерности. Для частиц с нулевым спином $S=C$, и именно этому случаю соответствует выбор пространства (1.3.5). Для частиц с ненулевым спином $S=C^{2 s+1}$. Компоненты вектора $\theta(q)$ в этом случае обозначим $\theta(q, \zeta)$. Группа вращений (генераторами которой служат операторы составляющих углового момента J) действует как на переменную $q$, так н на индекс $\zeta$, причем последний преобразуется с помощью $n$-кратного тензорного представления спиновой группы $S U(2, R)$ (универсальной накрывающей группы вращений $S O(3)$ ).

B физике принято считать, что частицы одного типа неразличимы. Другими словами, для системы из пяти одннаковых частиц, зная, что три из них находятся в области $B$, мы не можем точно сказать, какие именно эти три частицы. Поэтому чтобы построить теорию неразличимых частиц, мы должны ограничиться подмножеством в (1.3.10), инвариантным относительно действия неприводимого представления симметрической группы (т. е. группы перестановок из $n$ элементов – координат частиц $\left.\left(q_{i}, \zeta_{i}\right), i=1, \ldots, n\right)$. Для частиц с целым спином, например для $\pi$-мезонов или фотонов, всегда выбирают полностью симметричне представление, а для частиц с полуцелым спном, таких, как электроны, протоны или нейтроны, – полностью антисимметричное представление.

Выбор антисимметричного представления в задачах атомной и молекулярной физики для частиц со спином $1 / 2$ называется принципом запрета Паули. Можно показать, что в квантовой теории поля для частиц с целым спином представление симметрической группы не может быть антисимметричным, а для частиц с полуцелым спином – симметричным. С другой стороны, не исключены более сложные представления (называемые парастатистиками). Впрочем, их существование не подтверждается никакими экспериментальными данными. Частицы с целым спином называются бозонами, а с полуцелым – фермионами.
Постулат Р4. Состояние квантовомеханической системы симметрично относительно перестановок одинаковых бозонов и антисимметрично относительно перестановок одинаковых фермионов.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru