Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. УСТОЙЧИВЫЕ СТАТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ (ДИЗЕЛЬ, ГИДРОТУРБИНА, САМОЛЕТ)В качестве устойчивых статических объектов регулирования будем рассматривать дизель, гидротурбину и самолет. Уравнение динамики для дизеля будем составлять с помощью экспериментально снятых характеристик, для гидротурбины — аналитическим путем, а для самолета — аналитически с применением некоторых экспериментальных характеристик. Дизель. В дизеле в зависимости от перемещения рейки топливного насоса (рис. II 1.3) происходит изменение движущего момента. На валу дизеля имеется момент сопротивления от нагрузки. Разность движущего момента и момента сопротивления расходуется только на ускорение (замедление)
Рис. 111.3. Схема дизеля
Рис. III.4. Экспериментальные характеристики дизеля: а — движущего момента при четырех различных положениях рейки топливного насоса; б — момента сопротивления выходного вала дизеля. Приведенный к валу дизеля суммарный момент инерции всех масс можно считать постоянным. В этом случае уравнение вращающихся масс дизеля можно записать в виде
где Экспериментальные характеристики движущего момента от угловой скорости вращения выходного вала со при различных положениях рейки I топливного насоса показаны на рис. II 1.4, а. Пользуясь этим рисунком, можно написать, что
Момент сопротивления изменяется в зависимости от угловой скорости вращения вала двигателя. Его характеристика показана на рис. III.4, б, т. е.
Из приведенных характеристик Новая ось ординат пересечет старую ось абсцисс и отсечет на ней установившееся значение угловой скорости вращения вала дизеля Рассматривая малые отклонения переменных от принятых установившихся значений, запишем
Рис. III.5. Характеристики
Рис. III.6. Характеристики дизеля: а - Имея это в виду, разложим в ряд Тейлора правые части уравнений (III.25) и (III.26):
Для линеаризации нелинейных уравнений (II 1.25) и (III.26) воспользуемся лишь линейными членами в выражениях (III.28) и (III.29); тогда
где В процессе регулирования характеристики
Уравнение установившегося режима будет
Учитывая Соотношение (III.33), уравнение (III.32) можно записать в виде
Выражение (III.34) представляет собой линеаризованное уравнение динамики дизеля в приращениях. Все коэффициенты данного уравнения имеют размерность. В теории автоматического регулирования уравнения динамики принято записывать с безразмерными коэффициентами (за исключением йостоянных времени). Для этого уравнение (III.34) представим в форме
где
Введем в уравнение (II 1.36) следующие обозначения:
Тогда получим окончательную форму уравнения динамики дизеля
где Проанализируем коэффициенты уравнения (111.37). Коэффициент При
Если
Рис. 111.7. Схема гидротурбины Гидротурбина. В ряде случаев для объекта регулирования не представляется возможным пользоваться экспериментальными характеристиками Вода из водоема 1 через короткий 1 канал 2 поступает к колесу гидротурбины 4. Количество воды регулируется направляющим аппаратом 3, изображенным на рис. III.7 в виде заслонки. На валу гидротурбины установлен турбогенератор 5. Слив воды происходит через канал 6. Уравнение движения ротора гидротурбины запишем в виде уравнения типа (III.24). Движущий момент зависит от скорости
где Уравнение (III.39) является нелинейным. Линеаризуем его с помощью разложения в ряд Тейлора по степеням со,
где Уравнение (II 1.40) приведем к виду
Момент сопротивления представим в виде
где
Для определенности будем считать, что часть нагрузки отключилась; тогда в уравнение (111.24) можно подставить зависимости (111.42) и (111.44):
В установившемся состоянии
Номинальными значениями для гидротурбины будем считать следующие:
Введем в уравнение (III.47) следующие обозначения:
после чего получим
Данное уравнение гидротурбины является линейным дифференциальным уравнением первого порядка. Самолет. Движение самолета в вертикальной плоскости описывается двумя уравнениями сил и одним уравнением моментов. Все силы, действующие на самолет, приведем к центру масс (точка О на рис. II 1.8), а моменты — к моментам относительно поперечной оси самолета, проходящей через точку О. При составлении уравнений будем пользоваться следующими допущениями: влияние действия потока от крыла на оперение самолета незначительно и им можно пренебречь; колебания угловой скорости поперечной оси на величину аэродинамической силы влияния не оказывают; влиянием ошибок стабилизации по крену можно пренебречь; моменты, создаваемые силой тяги двигателя, можно не учитывать. Тогда уравнение проекции сил на касательную к траектории полета самолета (ось
где Составим уравнение сил, действующих на самолет по нормали к траектории его полета:
где
Рис. III.8. Схематический вид самолета
Рис. III.9. Типовые зависимости
Рис. III.10. Типовые зависимости изменения тяги турбореактивного двигателя от высоты полета Н и числа М Уравнение моментов относительно поперечной оси
где К уравнениям аэродинамики добавим зависимость, связывающую угловые параметры самолета:
Параметры Типовые графики зависимостей Опорную траекторию можно найти методом численного интегрирования следующей системы уравнений:
Решая эту систему уравнений, получаем опорные параметры полета самолета при полета самолета (III.49)-(III.51) можно записать в приращениях, т. е. считая, что
Подставим полученные соотношения (III.54) в уравнения (III.49) - (III.51); тогда, пренебрегая величинами второго и более высокого порядков малости, получим следующее уравнение в приращениях:
где
Полученные соотношения являются линейными дифференциальными уравнениями с переменными коэффициентами, т. е.
где (см. скан) Характеристики самолета Из динамики полета самолета известно [43], что движение его центра масс в направлении полета практически не зависит от движения относиг тельно центра масс. В этом случае можно пренебречь первым уравнением (III.56) и некоторыми членами уравнений, а также считать, что
Рис. III.11. Типовые характеристики
Рис. III.12. Изменение коэффициентов уравнения
Рис. 111.13. Изменение коэффициентов уравнений (III.57) от чист М при Тогда, положив
где
В системе уравнений (III.57а) опустим символы приращений
Соотношения (III.576) представляют собой линейную систему дифференциальных уравнений с переменными коэффициентами, описывающую динамику статического устойчивого объекта. Характер изменения динамических коэффициентов в зависимости от условий полета для самолета что на некоторых достаточно малых участках полета самолета эти коэффициенты можно считать постоянными (не зависящими от времени) (см. гл. IX). Такой способ в теории регулирования принято называть методом «замораживания» коэффициентов [72]. Существуют такие режимы полета самолета, например набор высоты или снижение, при которых происходит быстрое изменение коэффициентов. В этих случаях метод «замораживания» коэффициентов неприменим, и анализ системы управления самолетом приходится выполнять на аналоговых или цифровых электронных вычислительных машинах.
|
1 |
Оглавление
|