Главная > Автоматическое регулирование. Теория и элементы систем
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

5. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ

Механические передачи в системах автоматического регулирования выполняют несколько функций: обеспечивают согласование двигателя с нагрузкой; суммируют вычитают сигналы при перемещениях или поворотах; выполняют различные функциональные преобразования (умножение, деление, дифференцирование, интегрирование и т. п.).

Можно выделить следующие основные типы механических передач: зубчатые, винтовые, фрикционные, рычажные, троссовые и цепные. Наибольшее распространение получили зубчатые передачи с цилиндрическими или коническими колесами (рис. VII.18, а, б). При необходимости обеспечить значительные передаточные отношения применяют червячные передачи (рис. VII.18, б).

На рис. VII. 18, а изображена зубчатая передача с двумя парами цилиндрических колес 2 и 3. В этой механической передаче в качестве измерительного устройства использован сельсин-приемник , а исполнительным устройством является электродвигатель 5, приводящий во вращение нагрузку 4.

При необходимости изменить расположение валов двигателя 1 и нагрузки 3 применяют коническую пару 2 (рис. VII. 18, б). Измерительным устройством здесь является потенциометр 4.

На рис. VII. 18, в показана механическая передача, в которой применены червяк 2 с колесом и цилиндрическая пара 3. И в этом случае удается изменить расположение валов двигателя 1 и нагрузки 4. Измерительным устройством служит тахогенератор 5.

Колеса и валы в механических передачах являются упругими элементами. При недостаточной жесткости механической передачи в системе автоматического регулирования могут возникать незатухающие колебания.

Рис. VII.18. Кинематические схемы механических зубчатых передач

Составим уравнения движения нагрузки, пользуясь рис. VII. 18, в, в виде

где — крутильная жесткость механической передачи; — постоянная скорость трения нагрузки; - угол поворота нагрузки; - углы поворота электродвигателя; — передаточное число редуктора.

Уравнение движения электропривода запишем в виде

здесь — моментная постоянная электродвигателя; — постоянная скоростного трения; — ток якоря электродвигателя; — коэффициент, учитывающий зависимость момента инерции якоря электродвигателя от момента инерции колес механической передачи.

Приведем уравнения (VII.63), (VII.64) к виду

где

Из решения системы уравнений (VII.65) находим при различных

Зазоры в зубчатых передачах оказывают большое влияние на точность работы системы автоматического регулирования. При больших значениях коэффициентов усиления в системах регулирования из-за зазоров в соединениях возникают незатухающие колебания (автоколебания, см. гл. XIV).

Люфт в передаче обусловлен боковыми зазорами в колесах и упругой деформацией валов и колес. Боковой зазор зависит от степени точности изготовления колес и точности выдерживания межцентрового расстояния.

Максимальные значения люфта пары зубчатых колес можно определить с помощью следующего соотношения:

где — максимальный боковой зазор, выбираемый по ГОСТу; — модули зацепления; — число зубьев ведомого колеса.

Для механической передачи, состоящей из нескольких пар колес, люфт рассчитывают по формуле

здесь — значения люфтов в отдельных парах механической передачи; — передаточные числа пар зубчатых колес.

Рис. VII. 19. Статическая характеристика люфта в механической передаче

Рис. VII.20. Характеристики протекания переходных процессов в следящей системе с различной степенью износа в колесах механической передачи

Дополнительный люфт в механическую передачу вносят шарикоподшипники. Для учета их влияния следует пользоваться формулой

где — коэффициент, учитывающий класс точности подшипников; — изменяется в пределах от 0,5 до 2).

Значительное влияние на люфт в механической передаче оказывает упругая деформация валов. При реверсе передачи возникает двойной угол спружинивания валов, который рассчитывают по формуле

где — упругий люфт отдельных валов.

Полное значение люфта в механической передаче определяют с помощью следующего выражения:

На рис. VII.19 показана статическая характеристика люфта механической передачи, приведенная к

Рост люфтов в механической передаче, вызванный износом зубьев, приводит к снижению запасов устойчивости в нелинейных системах автоматического регулирования и значительному увеличению времени протекания переходного процесса по ошибке е. При значительном износе зубьев колес в системе регулирования могут возникнуть автоколебания. На рис. VI 1.20 показаны характеристики переходных процессов отработки одного и того же наперед заданного угла рассогласования в следящей системе. При износе, соответствующем (рис. VII.20), время отработки составляет 0,35 с. Если износ зубьев колес возрос и то ; при значительном износе зубьев колес, когда (автоколебания).

В системах программного регулирования часто применяют винтовые передачи с кинематической парой качения. Зазоры в такой передаче находят по формулам:

радиальный

где — радиус желоба винта; — радиус шарика; — угол контакта;

Рис. VII.21. График надежности действия серводвигателей в зависимости от их типа

осевой

здесь — угол подъема средней винтовой линии резьбы.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru