Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3. СОСТАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ СХЕМ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯСтруктурные схемы систем автоматического регулирования в наглядной форме отражают состав систем и связи между их элементами. С помощью структурных схем удается уточнить внутреннее строение системы и найти место включения дополнительных связей, улучшающих качество динамических процессов, происходящих в системе. Пользуясь представлением устройств и объектов регулирования в виде передаточных функций, можно получить структурные схемы, удобные для расчетов систем автоматического регулирования методами анализа (часть II) и синтеза (часть III). Структурные схемы систем состоят из отдельных структурных элементов, обозначения которых приведены в табл. IX.4. Рассмотрим способы составления структурных схем для устройств и объектов регулирования. По уравнениям сравнения (IX.6) и передаточным функциям (IX.7) составим структурную схему электромашинного усилителя с поперечным полем возбуждения. Сигналы На основании рис. IX.1 можно установить, что элементы с передаточными функциями Таблица IX.4 (см. скан) Основные обозначения в структурных схемах
Рис. IX.1. Структурная схема электромашинного усилителя с поперечным полем возбуждения, нагруженного омической нагрузкой Составим структурную схему самолета как объекта регулирования, пользуясь дифференциальными уравнениями (IX. 13). Структурная схема приведена на рис. IX.2, а. Если воспользоваться передаточной функцией (IX.156), то структурная схема самолета существенно упростится и примет вид, изображенный на рис. IX.2, б. По передаточной функции (IX.15в) можно получить структурную схему самолета в виде, изображенном на рис. IX.2, в. Определенный интерес представляет структурная схема ядерного энергетического реактора на тепловых нейтронах. Уравнения динамики ядерного реактора запишем в обычной форме (см. гл. III):
Применим к этим линейным дифференциальным уравнениям преобразование Лапласа; тогда
Рис. IX.2. Структурные схемы самолета как объекта регулирования, составленные: а — по уравнениям динамики; б, в — по передаточным функциям
Рис. IX.3. Структурная схема ядерного энергетического реактора на тепловых нейтронах Из этих уравнений, исключив переменную
или
где
По передаточной функции (IX.48) на рис. IX.3 построена структурная схема ядерного энергетического реактора. Особенность структурной схемы в том, что в цепи обратной связи имеется шесть параллельно соединенных звеньев с передаточными функциями, каждая из которых соответствует одной из шести групп запаздывающих нейтронов. Рассмотрим систему автоматического регулирования скорости вращения гидротурбины при малой длине водяного канала (см. п. 2 гл. II). На рис. II.6 приведена блок-схема системы управления скоростью вращения гидротурбины. Составим уравнения динамики для некоторых устройств гидротурбины и объекта ее регулирования. Для тахометрического измерения угловой скорости (см. п. 5 гл. IV) имеем
где Из рис. II.5 видно, что перемещение
где С — перемещение штока изодрома. Для вспомогательного гидравлического сервомотора уравнение динамики имеет вид
где Для главного гидравлического серводвигателя уравнение динамики имеет вид
где Для гидравлической турбины уравнение динамики было приведено в гл. III [формула (III.48)] в виде
где Для изодромного устройства (см. гл. VIII) имеем
где Если считать, что на входе тахометрического измерителя происходит сравнение скоростей вращения гидротурбины и электродвигателя центробежного регулятора (см. рис. II.5), то
Применив к уравнениям
и уравнения для элементов сравнения
Пользуясь блок-схемой системы (см. рис. II.6), передаточными функциями (IX.55) и уравнениями (IX.56) и (IX.57), нетрудно составить структурную схему системы автоматического регулирования скорости вращения гидротурбины. Такая структурная схема изображена на рис. IX.4. Она со-состоит из двух контуров: внутреннего и внешнего.
Рис. IX.4. Структурная схема системы автоматического регулирования скоростью вращения гидротурбины при короткой длине водяного канала Составим структурную схему системы автоматического регулирования гидротурбины при большой длине водяного канала. Для этого воспользуемся дифференциальным уравнением (II 1.39), но будем считать, что в канале имеется неустановившееся движение скорости воды:
где В этом случае линеаризация уравнения (II 1.39) даст
или
Так как
и
то уравнение (IX.60) будет
Подставим уравнение (IX.62) в исходное уравнение (III.24) и с учетом соотношения (111.43) получим
Для установившегося состояния имеем
Тогда уравнение (IX.63) примет вид
Введем в уравнение (IX.65) следующие обозначения:
после чего получим
Рис. IX.5. Структурная схема системы автоматического регулирования гидротурбины при большой длине водяного канала Применив к полученному выражению преобразование Лапласа, при нулевых начальных условиях найдем
Подставив в уравнение (IX.67) значение
При
где выражение в квадратных скобках представляет собой передаточную функцию длинного водяного канала, т. е.
Подставим в выражение (IX.69)
тогда получим
С помощью выражений (IX.56), (IX.57) и заменяя Рассмотрим систему автоматической стабилизации самолета по углу тангажа. Блок-схема этой системы приведена на рис. 11.16. Составим передаточные функции самолета и отдельных устройств системы стабилизации. Для потенциометрического устройства датчика угла тангажа
где
где для рулевсй машинки
где Для самолета передаточная функция была выведена ранее [см. выражение (IX. 15а)]. Рулевая машинка и электронный усилитель охвачены жесткой обратной связью с передаточным коэффициентом
В систему стабилизации входят также два прибора: дифференцирующий и свободный гироскопы. Передаточную функцию дифференцирующего гироскопа по аналогии с формулой (VIII. 17) запишем в виде
где Ко входу электронного усилителя (см. рис. II. 16) поступают сигналы
или в операторной форме
Сигнал ошибки образуется как разность двух сигналов: заданного угла тангажа
По передаточным функциям (IX. 15а), (IX.72)-(IX.76) и уравнениям сравнения (IX.78), (IX.79) составим структурную схему системы автоматической стабилизации самолета по углу тангажа (рис. IX.6). Как видно, данная схема является трехконтурной. Перейдем к рассмотрению системы автоматического регулирования мощности ядерного энергетического реактора на тепловых нейтронах (рис. 11.11). Сначала составим дифференциальные уравнения устройств системы регулирования. Задатчик мощности реактора образует сигнал ошибки по нейтронному потоку
Рис. IX.6. Структурная схема системы автоматической стабилизации самолета по углу тангажа Обозначим
где При
или
Из рис. 11.11 можно найти, что
т. е.
В полученном выражении будем считать
где Имея это в виду, получим
где Уравнение электронного усилителя примем следующим:
где Дифференциальные уравнения соленоида и гидравлического поршневого привода представим в виде
где
где Поршень гидравлического привода связан с управляющим стержнем реактора механической передачей с коэффициентом редукции
или с учетом редукции механической передачи
где
Тахометрическая обратная связь с четырехполюсником RC описывается следующими уравнениями:
где
здесь Уравнения сравнивающих устройств при отрицательной обратной связи запишем в виде
К уравнениям (IX.84)-(IX.87), (IX.89), (IX.92) применим преобразования Лапласа; тогда
Передаточную функцию ядерного реактора (IX.48) можно представить в виде
По передаточным функциям (IX.93), (IX.95) и уравнениям сравнения (IX.94) на рис. IX.7 построена структурная схема системы автоматического регулирования мощности ядерного энергетического реактора на тепловых нейтронах.
Рис. IX.7. Структурная схема системы автоматического регулирования мощности ядерного энергетического реактора на тепловых нейтронах Пример IX.6. Составить структурную схему системы автоматического регулирования концентрации сернистого газа по упрощенной принципиальной схеме (см. рис. II.7). Передаточные функции отдельных устройств системы будем выполнять, пользуясь данными гл. Для анализатора газа
для электронного усилителя
для электромашинного усилителя малой мощности
для электрического двигателя постоянного тока
для гидравлического сервопривода большой мощности
где
где для корректирующего устройства типа RC
для тахометрической обратной связи
для первого элемента сравнения
для второго элемента сравнения
для сумматора
По полученным передаточным функциям и уравнениям сравнения на рис. IX.8 построена структурная схема системы автоматического регулирования концентрации сернистого газа [69]. Из структурной схемы видно, что рассмотренная система является трехконтурной. Контуры I и II образованы внутренними гибкими обратными связями, а контур III — главной обратной связью системы. В заключение составим структурную схему следящей системы с перекрещивающимися линиями связей. Принципиальная схема и блок-схема этой системы показаны на рис. II.13 и II.14. Составим уравнения отдельных устройств:
где для магнитного усилителя (первый каскад)
где
где Уравнения динамики электромашинного усилителя, работающего на электрический двигатель, запишем в виде, аналогичном формулам (V.41)-(V.43), т. е.
где
Рис. IX.8. Структурная схема системы автоматического регулирования концентрации сернистого газа Уравнения электродвигателя представим в виде
десь
где Наряду с этим имеем следующие уравнения сравнения [см. также формулы (IX.6)]:
Для тахометрической обратной связи имеем
Напряжение
В соответствии с полученными уравнениями определим передаточные функции в виде
По передаточным функциям (IX. 104) и уравнениям сравнения (IX. 105) на рис. IX.9, а построена структурная схема следящей системы. Из схемы видно, что в ней имеется перекрещивающиеся связи по Рис. IX.9. (см. скан) Структурные схемы следящей системы с перскрещиеакицимися обратными связями: а — исходная схема; б — преобразованная схема
|
1 |
Оглавление
|