§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЙ ТОЧЕК ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ
(задачи 557—578)
Ускорение любой точки движущейся плоской фигуры можно определить двумя способами: 1) как геометрическую сумму ускорений этой точки в поступательном и вращательном движениях фигуры и 2) как ускорение этой точки во вращательном движении вокруг мгновенного центра ускорений, причем мгновенным центром ускорений называется такая точка Плоской фигуры, ускорение которой в данный момент равно нулю.
Если известны ускорение
некоторой точки А фигуры (ускорение полюса), а также угловая скорость
и угловое ускорение
фигуры, то ускорение любой ее точки В определяется по формуле
Здесь вектор
- ускорение точки В во вращательном движении вокруг полюса
касательная и нормальная составляющие этого ускорения.
Следовательно,
при этом вектор
направлен вдоль АВ (от точки В к точке А), а вектор
перпендикулярен к АВ.
Угол
между векторами
и ВА определяется по формуле
при этом в случае ускоренного вращения фигуры векторы
(вращательная скорость точки В вокруг полюса А) лежат по одну сторону от прямой АВ, в противном случае эти векторы расположены по разные стороны от этой прямой.
Если угловая скорость фигуры постоянна, т. е.
, то
, а следовательно, и
, т. е. вектор
совпадает по направлению с вектором ВА. Если же в данный момент
, то
и вектор
перпендикулярен к вектору ВА.
На основании равенства (78) ускорение точки В можно найти построением многоугольника ускорений и применением затем метода проекций, спроектировав векторное равенство (78) на выбранные оси.
Если мгновенный центр ускорений Q принять за полюс, то для ускорения произвольно выбранной точки М фигуры имеем:
но
, а потому
т. e. ускорение любой точки М плоской фигуры определяется как ускорение во вращательном движении вокруг мгновенного центра ускорений (рис. 108).
При этом ускорение
направлено по прямой MQ от точки М к центру Q, а ускорение перпендикулярно к MQ и
Ускорение
точки М равно по модулю
и составит с направлением MQ угол
(84)
Отсюда следует: 1) угол а для всех точек фигуры имеет в данный момент одно и то же значение; 2) ускорения точек плоской фигуры пропорциональны расстояниям этих точек от мгновенного центра ускорений.
Чтобы определить для данного момента положение мгновенного центра ускорений нужно:
1) найти ускорение
какой-либо точки А фигуры [обычно при решении задач рассматриваемого типа ускорение одной точки фигуры (механизма) или задается, или его можно легко найти];
2) повернуть полупрямую, по которой направлен вектор
, вокруг точки А на острый угол
или в направлении вращения фигуры, если это вращение является ускоренным, или в противоположном направлении в противном случае;
3) на полученной после этого поворота полупрямой отложить отрезок
Отметим два частных случая:
1) пусть
, тогда
, следовательно, ускорение
любой точки М движущейся фигуры направлено
, т. е. проходит через центр Q. Поэтому мгновенный центр ускорений Q в этом случае можно найти как точку пересечения прямых, по которым направлены ускорения двух каких-либо точек фигуры;
2) пусть
, тогда
следовательно, ускорение
любой точки М фигуры перпендикулярно к MQ. Поэтому мгновенный центр ускорений Q в этом случае можно найти как точку пересечения перпендикуляров, восставленных из двух каких-либо точек движущейся фигуры к ускорениям этих точек.
Рис. 108.
Задачи, относящиеся к этому параграфу, можно разделить на следующие четыре группы:
1) задачи, в которых заданы векторы скорости и ускорения одной точки и прямолинейная траектория второй точки плоской фигуры, ускорение которой требуется найти (задачи 566—571, 573—579);
2) задачи, в которых заданы векторы скорости и ускорения одной точки и криволинейная траектория второй точки плоской фигуры, ускорение которой требуется найти (задачи 572, 573, 575);
3) задачи, в которых требуется определить ускорение точки катящегося без скольжения колеса (задачи 556—563);
4) задачи, в которых заданы ускорения двух точек плоской фигуры, а требуется определить ускорение третьей точки этой фигуры (задачи 564, 574, 576—578).