Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 14. Об изгибе слегка искривленных стержнейПри исследовании изгиба кривых стержней мы убедились, что элементарная теория, построенная на гипотезе плоских сечений, дает для напряжений весьма точные результаты. Поэтому в основание дальнейших выводов мы можем положить эту гипотезу и считать, что величина изгибающего момента пропорциональна изменению кривизны оси стержня в рассматриваемом сечении. Рассмотрим здесь случай, когда ось стержня весьма мало искривлена в одной из главных плоскостей стержня и все силы действуют в плоскости кривизны. Задача эта представляет практический интерес, так как ее решение позволит нам сделать некоторые выводы относительно влияния начального прогиба, всегда встречающегося при практическом выполнении прямых стержней, на обстоятельства изгиба стержня. При исследовании изгиба направим ось х по линии, соединяющей концы искривленной оси стержня, ось у расположим в плоскости кривизны. Обозначим через
где
Если концы стержня при изгибе свободно могут скользить по оси х и никаких продольных сил не приложено, то, очевидно, прогибы
Здесь, как и прежде, через I обозначено расстояние между опорными точками стержня. Начало координат совпадает с левым концом оси стержня. Концы стержня предположим свободно поворачивающимися. В таком случае прогиб, обусловленный действием сил, можно представить так:
Для определения коэффициентов В качестве поперечной нагрузки возьмем силу
Предположим, что кроме поперечной нагрузки на наш стержень действуют продольные сжимающие силы
Та же разность до деформации
Следовательно, изгиб стержня сопровождается таким изменением расстояния между его концами:
Если мы коэффициенту
При этом сжимающие силы совершат работу
и соответствующее уравнение для определения коэффициента
Если мы воспользуемся прежним нашим обозначением
Вставляя это в выражение для прогибов (с), находим
Сравнивая это с результатом, полученным нами раньше для прямых стержней [см. формулу (66)], заключаем, что первая сумма полученного выражения (74) представляет собой прогиб прямого стержня. Второй суммой оценивается влияние кривизны. Дополнительный прогиб, обусловленный начальным искривлением, совершенно не зависит от поперечной нагрузки, и мы его можем вычислить без всяких затруднений, если только заданы коэффициенты Пользуясь сложением действий поперечных нагрузок, мы при помощи выражения (74) легко найдем прогибы при любой поперечной нагрузке. Возьмем, например, изгиб равномерно распределенной нагрузкой стержня, имеющего начальное искривление по параболе. Чтобы представить это искривление в виде тригонометрического ряда, поступим так. Возьмем случай изгиба прямого стержня двумя равными и прямо противоположными парами сил, приложенными по концам. На основании формулы (63) уравнение искривленной оси представится так:
и прогиб посередине будет
С другой стороны, для того же прогиба мы можем написать
Так как в этом случае можно искривленную ось стержня принять за параболу (приближенная формула для кривизны приводит нас в случае частого изгиба к искривлению по параболической кривой), то на основании сравнения (d) и (е) мы можем для начального параболического искривления со стрелкой
Следовательно, коэффициент
где
В рассмотренном случае влияние начальной кривизны может быть оценено очень просто, нужно только прогибы, вычисленные для прямого стержня, помножить на величину Изменяя знак силы
При абсолютно заделанных концах опорные моменты
Выражение для прогибов балки при упруго заделанных концах напишется на основании (49) так:
Формулы эти отличаются от тех, что мы имели для прямых стержней, лишь множителем знака Рассмотрим случай действия только продольной силы. В таком случае формула (74) дает нам
С увеличением продольной сжимающей силы возрастает До сих пор мы предполагали продольные силы заданными. Иногда они нам не известны и являются следствием того, что концы стержня при изгибе не могут свободно скользить вдоль оси х. Предположим, например, что вследствие особых закреплений расстояние между концами не может изменяться. В таком случае
Вставляя вместо
где К — коэффициент распора. Если бы мы, например, вместо искривление также примем по стнусоиде
Вставляя это в уравнение (78), приходим к такому уравнению для определения
|
1 |
Оглавление
|