Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава III. МЕТОД РАЗДЕЛЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ. РАЗЛОЖЕНИЕ ПО СОБСТВЕННЫМ ФУНКЦИЯМ ЗАДАЧИ ШТУРМА-ЛИУВИЛЛЯВ предыдущих главах рассмотрены некоторые физические задачи, приводящие к уравнениям в частных производных второго порядка, и приведена классификация уравнений. Уравнения каждого типа (гиперболического, параболического и эллиптического) обладают рядом специфических свойств, и для них разработаны свои методы решения и исследования. Но существуют и общие методы, применимые для уравнений всех типов. Один из таких методов — метод разделения переменных, или метод Фурье, — будет изложен в настоящей главе. Это один из самых старых и распространенных методов аналитического решения уравнений. Метод Фурье будет рассмотрен на примере уравнения более общего, чем те, которые рассмотрены ранее. Это уравнение будем записывать в виде
где
Заметим, что при § 1. ПОСТАНОВКА НАЧАЛЬНО-КРАЕВЫХ ЗАДАЧПри решении дифференциальных уравнений можно ставить различные цели. Можно искать общее решение уравнения или искать некоторое частное решение, удовлетворяющее некоторым дополнительным условиям. В нашем курсе мы исходим из того, что каждое изучаемое уравнение в рамках определенной математической модели описывает некоторый реальный физический процесс или явление, состояние которого однозначно определено. Поэтому основное внимание будет уделено исследованию полной математической модели явления, т. е. решению дифференциального уравнения со всеми дополнительными условиями, однозначно определяющими это явление. Сразу возникает вопрос: сколько дополнительных условий должно быть и какие это условия? Дополнительные условия всегда вытекают из физической постановки конкретной задачи и определяются ее природой. Однако очевидно, что с математической точки зрения они должны удовлетворять следующим требованиям: 1) дополнительные условия должны выделять единственное решение (т. е. этих условий должно быть не слишком мало); 2) решение, удовлетворяющее всем дополнительным условиям, должно существовать (т. е. условий должно быть не слиш-, ком много, так чтобы задача не оказалась переопределенной). Кроме того, желательно, чтобы дополнительные условия были таковы, что решение мало изменяется при малых изменениях дополнительных условий. В этом случае говорят, что решение устойчиво по отношению к этим условиям (при этом, конечно, нужно определить, как понимается малость изменения дополнительных условий и решения). Этому требованию удается удовлетворить не всегда, так как дополнительные условия вытекают из физической постановки задачи. Если задано дифференциальное уравнение со всеми дополнительными условиями, будем говорить, что поставлена начально-краевая задача (или краевая задача — для уравнения эллиптического типа). Задача называется корректно поставленной, если: 1) решение существует; 2) решение единственно; 3) решение устойчиво по отношению ко всем дополнительным условиям. В том случае, когда эти требования нарушаются, задача называется некорректно поставленной. До середины нашего века, главным образом под влиянием высказываний французского математика Ж. С. Адамара, считалось, что некорректно поставленные задачи математической физики не могут служить математическими моделями реальных физических процессов и не заслуживают изучения математиков. Однако последующие исследования и в первую очередь основополагающие работы русского математика академика А. Н. Тихонова показали, что для весьма широкого класса ес-стественнонаучных проблем некорректно поставленные задачи являются адекватными математическими моделями. Это потребовало разработки новых эффективных математических подходов к их изучению, что позволило создать устойчивые алгоритмы решения определенного класса некорректно поставленных задач. Для частного случая некорректно поставленных задач, сводящихся к интегральным уравнениям первого рода, эти методы изложены, например, в учебнике А. Б. Васильевой и Н. А. Тихонова. Дополнительные условия, как уже отмечалось, вытекают из физического содержания изучаемого процесса. Как следует из конкретных примеров, рассмотренных в гл. I, если уравнение содержит производные по времени
Условия (1.1) называются начальными условиями. Физически очевидно, что, в том случае, когда процесс развивается в ограниченной области пространства, для однозначного определения этого процесса следует задать условие на границе области. Конкретный вид этого условия зависит от физической задачи. Как было показано в гл. I на конкретных примерах, наиболее типичными являются условия вида
Условие (1.2) называется краевым, или граничным, условием. При
Естественно, что для эллиптического уравнения Прежде чем переходить к исследованию задачи (1.3) — (1.5) и построению ее решения, следует точно определить, что является решением этой задачи. Определение. Классическим решением задачи (1.3) (1.5) называется функция В случае граничного условия Дирихле При таком определении классического решения сразу появляются некоторые необходимые условия его существования. В частности, функции Полная начально-краевая задача (1.3) — (1.5) в силу ее линейности может быть сведена к трем более простым. Эта процедура называется редукцией общей задачи. Пусть функции
Тогда непосредственной проверкой можно убедиться, что функция
является решением общей задачи (1.3) — (1.5). В дальнейшем будет рассмотрена отдельно каждая из задач (1.6) — (1.8).
|
1 |
Оглавление
|