6.3. Структурный анализ кристаллов
6.3.1. Фазовая задача
Главной целью анализа кристаллической структуры ранее не изученного вещества является определение положений центров, атомов, как они даются максимумами функции электронной плотности
и идентификация атомов в структуре по относительным весам максимумов. Кроме того, дополнительно используя более точные данные и более детальный анализ, можно надеяться найти искажение электронных плотностей связанных атомов по
сравнению с электронными плотностями свободных атомов, возникающее из-за ионизации и связей, а также среднеквадратичные смещения атомов из их средних положений, возникающие из-за тепловых колебаний решетки. При этом задачей исследования является определение
в пределах элементарной ячейки усредненной периодической решетки.
Как мы видели в гл. 5, можно записать
или, как в (6.12), в относительных координатах
Однако наблюдаемые интенсивности дают нам
а не
Фазы
(или
не могут влиять на интенсивности при кинематическом рассеянии и в отсутствие поглощения. В общем случае
комплексная величина и может быть записана как
но при этом ее фазовый множитель
не может быть обнаружен. Для центросимметричного кристалла
является действительной величиной, и задача сводится к определению знака.
Вопрос, каким образом преодолеть отсутствие этой информации столь существенной для вывода
составляет фазовую задачу структурного анализа кристаллов. В принципе эта задача может быть решена многими способами, поскольку, например, либо динамический эффект, либо поглощение могут привести к рассеянию, чувствительному к относительным фазам отражений, а эффекты эти полностью никогда не исчезают. На практике, однако, фазовая проблема остается серьезным препятствием для получения распределений электронной плотности, и на разработку различных методов преодоления этого препятствия было затрачено много изобретательности.
Величина, которую наблюдают в обратном пространстве, —
а из нее непосредственно получается функция Паттерсона для кристалла
[см. (17)]. Обратная свертка
с целью получения
в общем случае невозможна. Для такого перехода необходимо использовать доступные сведения относительно формы
и любую информацию относительно структуры, которую можно получить из других источников.