Главная > Физика дифракции
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА 3. Образование изображения и дифракция

3.1. Волновая теория образования изображения

3.1.1. Когерентная волновая оптика

Хотя, как увидим в дальнейшем, линзы можно использовать для получения и дифракционных картин, и изображений, основное внимание при развитии теории линз было направлено на образование изображений. Мы ознакомимся кратко с развитием этой теории, однако отдадим предпочтение методу, который позволяет одинаково легко рассматривать как дифракционные картины, так и изображения и подчеркивает соотношения между ними. Этот метод имеет важное практическое значение, особенно в электронной микроскопии.

Образование изображения в течение многих лет рассматривалось в рамках приближений и с точки зрения геометрической оптики. Волновая природа света принималась во внимание только для уточнения в случаях, когда на разрешение влияли дифракционные эффекты, связанные с конечным размером апертуры. На волновой основе теорию получения изображения полностью сформулировал Дюфье [120], а затем ее последовательно развивали многие авторы, в том числе Гопкинс [205, 206 ], Феллгетт и Линфут [133] и Линфут [289]. Общие черты развития теории на волновой основе описаны Борном и Вольфом [37]. Такой подход целиком основан на фурье-преобразовании. Мы рассмотрим прежде всего графический аспект этой теории, а затем остановимся на ее более формальном и последовательном виде.

Рассмотрим сначала систему, представленную на фиг. 3.1. Падающее излучение, проходя через малый объект или малую часть объекта, дает распределение амплитуды, которое в пределах ограниченной области в одном измерении дается функцией Тогда благодаря дифракции Фраунгофера возникает распределение на некоторой сферической поверхности преломления при входе в систему линз. Координата и, измеренная вдоль этой сферической поверхности, равна где угол рассеяния, или где расстояние, измеряемое на сфере.

Функция линзы состоит в том, чтобы преобразовать распределение в распределение на некоторой сферической

Фиг. 3.1. Схема, показывающая процесс получения изображения в оптической системе. Распределение комплексной амплитуды на опорной сферической поверхности в пространстве предметов свертывается в распределение амплитуды на опорной сферической поверхности в пространстве изображений.

поверхности преломления, центр которой находится на участке изображения соответствующем Следуя общепринятым обозначениям, величины, относящиеся к пространству изображения, будем помечать штрихом. Если бы переход от был идеальным, так что функция ограничения апертурой не вносила бы возмущения, было бы справедливо равенство Из геометрии картины следует

так что в этом случае

Распределением будет Учитывая симметрию, положим Переход от казалось бы, можно считать обратным преобразованием, но поскольку направление распространения от противоположно аналогичному направлению в пространстве предмета, знак в экспоненте меняется, т.е. знак в экспоненциале преобразования от положительный, а значит, это прямое преобразование Фурье.

Следовательно,

т.е. изображение является воспроизведением функции обращенной и умноженной на

Конечно, на практике переход от оказывается неидеальным. Всегда существует ограничение, накладываемое конечным размером апертуры. Кроме того, аберрации линзы приводят

к изменениям фазы, которая меняется как функция и. В классическом виде это изменение фазы описывается степенным рядом по и или в двух измерениях степенным рядом по [пропорциональному ] и по полярному углу Таким путем получают обычные коэффициенты аберрации, причем для нас наиболее важен коэффициент сферической аберрации третьего порядка, который получается из коэффициента при члене

В волновой теории изменения амплитуды и фазы, возникающие из-за ограничений, связанных с линзой, представляют функцией оптического переноса характерной для данной линзы. Тогда

Изменение изображения соответственно представляют функцией

В простейшем случае для двух измерений при ограничениях, накладываемых круглой апертурой, получаем, как в (2.44),

так что

а распределение интенсивности изображения

что указывает на ухудшение разрешения из-за размытия максимумов распределения амплитуды.

Когда в дополнение к ограничениям, накладываемым апертурой, заметное влияние оказывают аберрации линзы, в функцию оптического переноса включают член, связанный с изменением фазы, так что выражение (3.3) можно записать в виде

где функция апертуры, а представляет собой изменение фазы, которое можно разложить в степенной ряд по чтобы ввести в рассмотрение коэффициенты аберраций. Тогда наблюдаемая интенсивность дается выражением

Здесь эффект, вносимый сверткой, становится очевидным не сразу.

Его можно подробно рассчитать для частных случаев, но составить себе наглядное представление о нем трудно. Влияние свертки мы обсудим позже с точки зрения теории Аббе.

1
Оглавление
email@scask.ru