Главная > Разностные схемы
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ВВЕДЕНИЕ

Многие прикладные и теоретические задачи современного естествознания приводят к дифференциальным уравнениям. Исследование задачи может считаться законченным только после того, как эти уравнения решены.

В некоторых случаях удается указать формулу, выражающую решение через хорошо изученные элементарные функции. Однако, как правило, это принципиально невозможно. Поэтому получение явных формул не может считаться регулярным процессом, ведущим к решению дифференциальных уравнений. Нельзя сказать, что этот аналитический подход полностью утратил свое значение. Он остается необходимым и очень мощным инструментом изучения упрощенных, так называемых модельных задач. Изучение хорошо подобранной модельной задачи позволяет делать некоторые заключения о характере поведения решения неупрощенной, исходной задачи.

Но наряду с этим аналитическим подходом все шире используются различные методы численного решения дифференциальных уравнений. Их широкое использование стало возможно с появлением быстродействующих вычислительных машин, которые могут запоминать большие таблицы чисел и производить над ними арифметические действия по заданной программе. В соответствии с указанными возможностями машин любой численный метод состоит в переходе от искомого решения к некоторой искомой таблице чисел и к указанию последовательности арифметических действий для их вычисления. Можно, например, искать несколько первых коэффициентов разложения решения в степенной или тригонометрический ряд. Здесь излагается теория численного решения дифференциальных уравнений с помощью метода конечных разностей. Сущность этого наиболее универсального численного метода состоит в том, что за искомый набор чисел принимается таблица значений решения в точках некоторого множества, называемого обычно сеткой. Для вычисления искомой таблицы используются алгебраические уравнения, приближенно заменяющие дифференциальное.

Поясним это на простейшем примере разностной схемы для приближенного вычисления решения уравнения

удовлетворяющего начальному условию Зададим и вместо функции будем искать таблицу ее значений

Заменим производную разностным отношением

ее приближающим. Шаг h таблицы должен быть выбран достаточно малым. После такой замены вместо дифференциального уравнения мы получаем приближающее его разностное уравнение

которое позволяет приближенно вычислить искомую таблицу. Для этого перепишем разностное уравнение в виде рекуррентной формулы

Полагая последовательно х = 0, h, 2h,..., получим

Выбрав получим

вместо точного решения

Однако, как это хорошо известно из курса математического анализа, при достаточно малом h или, что то же самое, при достаточно большом N величина мало отличается от . Тем самым показано, что приближенное решение, полученное по этой разностной схеме и зависящее от шага h, при измельчении шага сходится к точному решению дифференциального уравнения.

Другой пример разностного уравнения, приближающего то же дифференциальное уравнение

мы получим, заменяя производную разностным отношением

Это уравнение имеет вид

Для дифференциального уравнения

можно построить разностный аналог, заменяя например, следующим приближенным выражением:

Первую производную можно заменить одним из уже употреблявшихся разностных отношений. После таких замен получим разностное уравнение

В случае дифференциальных уравнений с переменными коэффициентами составление разностных схем не усложняется. Если, например, требуется вычислить решение уравнения

у которого коэффициент А является функцией от х, то это можно сделать с помощью разностного уравнения

Так же легко «справляются» разностные схемы и с нелинейными уравнениями. Например, уравнение

может быть решено приближенно по схеме

Из рассмотрения примеров может сложиться впечатление, что составление разностной схемы и решение по ней дифференциального

уравнения не представляет трудностей. Это впечатление обманчиво.

Уже в самых простых случаях, даже при решении линейных уравнений с постоянными коэффициентами, часто бывает, что, казалось бы, разумная разностная схема имеет решение, не сходящееся при измельчении сетки к искомому решению дифференциального уравнения. Понятно, что по такой схеме нельзя вычислить искомую функцию со сколь угодно высокой точностью.

Далее, после того как сходящаяся разностная схема построена, необходимо вычислить решение возникающей системы алгебраических уравнений относительно большого числа неизвестных значений функции в узлах сетки. Это во многих важных случаях непросто. Иногда можно обойти указанное препятствие, выбрав сходящуюся разностную схему другой конструкции так, чтобы возникающую систему линейных уравнений легко было решить точно; в некоторых других случаях разработаны приемы приближенного вычисления решений разностных задач с любой наперед заданной точностью.

Каждый, кто занимается численным решением дифференциальных уравнений, должен знать трудности, связанные с построением и использованием разностных схем, и способы их преодоления.

1
Оглавление
email@scask.ru