Классические опыты Форбса (см. [3], стр. 98, [4], стр. 454, [5], § 301. [11, 48]) позволили создать интересный метод определения коэффициента теплопроводности одиночного стержня. Пусть один конец полуограниченного стержня поддерживается при постоянной температуре до тех пор, пока тепловой поток в нем не установится. В этом случае количество тепла, протекающее вдоль стержня в единицу времени через сечение, находящееся на расстоянии х от нагреваемого конца, равно
где площадь поперечного сечения стержня. Эта величина должна равняться всему количеству тепла, теряемому в единицу времени находящейся справа за этим сечением частью стержня, т. е.
где периметр сечения стержня и количество тепла, теряемое в единицу времени с поверхности стержня, имеющего температуру Форбс провел две независимые серии экспериментов: в первой серии он численно определял величину в выражении (3.2) из данных о температуре в ряде точек вдоль стержня; во второй серии экспериментов он определял величину в выражении (3.3), нагревая другой стержень, подобный первому, до постоянной температуры и затем охлаждая его при тех же условиях; при этом температура стержня измерялась в функции времени; тогда можно найти численное значение
как функцию от Это позволило оценить численную величину интеграла в выражении (3.3). Приравнивая выражения (3.2) и (3.3), можно получить значение Следует отметить, что данный метод носит весьма общий характер и в нем не предполагается, что К или не зависят от ; кроме того, в этом методе не используется никакое частное решение уравнения теплопроводности. Таким способом Форбс определил коэффициент теплопроводности железа в зависимости от температуры.