Главная > Справочник по прикладной статистике. Том 2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

11.3.3. МОДЕЛИ С КАЧЕСТВЕННЫМИ ДАННЫМИ

Линейные модели объясняют значения зависимой переменной посредством линейной комбинации объясняющих переменных (линейного предиктора). Предположим, мы заинтересованы в выяснении связи между весом и ростом детей школьного возраста. Априорно такая связь зависит от пола ребенка, так что модель должна учитывать это

обстоятельство. Сначала рассмотрим трудности, связанные с пониманием смысла линейной комбинации типа так как пол в отличие от роста не может быть измерен в количественной шкале.

Фактор. Количественная переменная, которая принимает конечное число нечисловых значений, будет называться фактором, а ее значения называются уровнями. Итак, пол — фактор с двумя уровнями (мужской и женский). Аналогично если деревья классифицировать по видам, то вид является фактором, имеющим столько уровней, сколько существует видов.

Различие между факторами и количественными переменными обычно достаточно очевидно. Однако бывают переменные, занимающие некоторое промежуточное положение. Например, если рост грубо определить как низкий, средний и высокий, то его можно рассматривать либо как фактор, либо как количественную переменную со значением, например, —1, 0, 1.

Предположим, что — фактор с четырьмя уровнями, обозначенными как а В и С — факторы с двумя уровнями и Каждый объект принимает один и только один уровень каждого фактора. Пусть и часть массива данных содержит следующую информацию:

Эта информация может быть представлена с помощью индикаторных векторов:

Индикаторный вектор есть индикатор уровня фактора А, который наблюдается у второго и третьего объектов. С помощью индикаторного вектора указывается, что уровень фактора С наблюдается у объектов 2, 4, 6.

В этом контексте индикаторные векторы удовлетворяют некоторым очевидным правилам.

В нашем примере

Кроме того, покоординатное умножение двух индикаторных векторов для одного и того же фактора есть нулевой вектор

Результат покоординатного произведения двух индикаторных векторов от различных факторов указывает уровни обоих факторов и сам является индикаторным вектором. Например, вектор

указывает, что только первый объект имеет уровень для А и уровень для В. Аналогично указывает объекты с уровнями соответствующих факторов. Скалярное произведение дает число объектов для каждого уровня. Так

Более формально пусть А — фактор с уровнями и — соответствующие им индикаторные векторы. Аналогично определим фактор В с числом уровней и индикаторные векторы Тогда легко проверить, что

а также

Линейный предиктор. Мы имеем теперь достаточный формальный аппарат, чтобы вернуться к моделям, содержащим качественные данные. Предположим, что было обследовано шесть детей, из которых три девочки, каждая весом в 40 кг, и три мальчика, каждый весом в 45 кг. Если А — фактор пола, то он имеет два индикаторных вектора: для девочек с компонентами для мальчиков с компонентами Положив

получим вектор (40, 40, 40, 45, 45, 45), который воспроизводит веса как для девочек, так и для мальчиков. Здесь линейный предиктор представляет собой линейную комбинацию индикаторных векторов

Этот пример дает представление о том, как можно работать с произвольными факторами. Прибегнем теперь к небольшой модификации, упрощающей дальнейшее рассмотрение. Линейный предиктор в этом примере может быть представлен также в виде линейной комбинации 1 и

Коэффициент при 1 равен значению предиктора на первом уровне (девочки). Коэффициент индикаторного вектора определяет теперь различие между значениями предиктора на первом и втором уровнях. Здесь

Вообще, если А — фактор с уровнями, интересной является модель, для которой предиктор Например, для сравнения урожайности четырех различных сортов картофеля может быть предложен предиктор

Тогда урожайность для первого сорта будет 20, для воторого — 22, для третьего — 16, для четвертого — 21. Если бы различий между сортами не было и урожайность для всех сортов была бы 20, то

так что

Проверка различий между уровнями фактора А эквивалентна сравнению моделей

Символ А обозначает фактор (качественную переменную). Без затруднений его можно использовать и для обозначения подпространства, порожденного соответствующими индикаторными векторами:

Это позволяет ссылаться на соответствующее подпространство, избегая громоздкого перечисления образующих его векторов. Также без каких-либо затруднений будем использовать

1
Оглавление
email@scask.ru