Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 65. Построения с помощью циркуля и линейкиОбратимся к рассмотрению следующего вопроса: когда геометрическая задача на построение решается с помощью циркуля и линейки? Пусть даны образы элементарной геометрии (точки, прямые или окружности). Задача состоит в том, чтобы с их помощью построить другие образы, подчиненные каким-либо известным условиям. Присоединим к заданным образам декартову систему координат. Тогда все данные образы можно будет представлять с помощью пар чисел (координат) и то же самое верно относительно конструируемых объектов. Если удастся построить (как отрезки) числа, представляющие последние объекты, то задача окажется решенной. Тем самым все сводится к построению одних отрезков по другим, уже заданным. Пусть Прежде всего мы можем дать некоторое достаточное условие построения искомого отрезка: Если решение х некоторой задачи вещественно и может быть вычислено с помощью рациональных операций и извлечений (не обязательно вещественных) квадратных корней из заданных отрезков Удобнее всего доказать эту теорему так, чтобы все комлексные числа сложение — это сложение векторов, а вычитание — это обратная операция. При умножении складываются аргументы и перемножаются модули; поэтому, если
Обратной операцией является деление. Наконец, чтобы извлечь квадратный корень из числа с модулем
и
Тем самым все свелось к известным построениям с помощью циркуля и линейки. Имеет место и обратная теорема по отношению к только что доказанной: Если отрезок х можно построить с помощью циркуля и линейки из данных отрезков Чтобы доказать это, рассмотрим подробнее операции, которые можно осуществлять в процессе построения. Вот они: задание произвольной, точки (внутри заданной области); проведение прямой через две точки; проведение окружности с заданными центром и радиусом; наконец, построение точки пересечения двух прямых, точек пересечения прямой и окружности или двух окружностей. Все эти операции можно проследить с помощью координатной системы чисто алгебраически. Если точка берется внутри области произвольно, то мы можем считать ее координаты рациональными числами. Все остальные построения приводят к рациональным операциям, за исключением двух последних (пересечение прямой с окружностью или пересечение двух окружностей), которые приводят к квадратным уравнениям и, следовательно, к квадратным корням. Тем самым утверждение доказано. Следует еще отметить, что в геометрической задаче речь не идет о построениях для каждого конкретного выбора заданных точек; там требуется найти общее построение, которое (при известных ограничениях) приводит к решению задачи. Алгебраически это означает, что одна и та же формула (она может содержать квадратные корни) при всевозможных значениях определяется величина х, а также квадратные корни и рациональные операции, с помощью которых мы решаэч эти уравнения, должны сохранять смысл, если заданные элементы
эта задача сводится к решению уравнения
— то вопрос состоит вовсе не в том, чтобы решить уравнение (1) для каких-то конкретных значений а с помощью квадратных корней, а спрашивается, существует ли общая формула решения уравнения (1) — формула, которая сохраняет смысл при неопределенном значении а. Таким образом, мы свели геометрическую задачу построения с помощью циркуля и линейки к следующей алгебраической задаче: когда величина Ответить на этот вопрос нетрудно. Пусть Чтобы отрезок х можно было построить с помощью циркуля и линейки, необходимо выполнение следующего условия: число х принадлежит нормальному расширению поля Однако это условие и достаточно. Действительно, группа Галуа поля степени Применим теперь эти общие теоремы к нескольким классическим задачам. Индийская задача об удвоении куба приводит к кубическому уравнению
которое согласно критерию Эйзенштейна неразложимо; поэтому каждый корень этого уравнения порождает расширение третьей степени. Но всякое такое расширение не может быть подполем поля степени Задача о трисекции угла приводит, как мы видели, к уравнению
где а — переменная величина. Неразложимость такого уравнения над полем рациональных функций от а доказать легко: если бы левая часть имела рационально зависящий от а множитель, то у нее был бы множитель, целочисленно зависящий от а; но линейный многочлен от а, коэффициенты которого не имеют общего делителя, очевидно, неразложим. Отсюда, как и выше, получается, что трисекция угла неосуществима с помощью циркуля и линейки. Алгебраически более удобная форма уравнения трисекции угла получается, когда к полю рациональных функций от
и уравнение записывается для
Именно:
или, короче
То, что трисекция угла Квадратура круга приводит к построению числа в каком конечном расширении поля рациональных чисел. Соответствующее доказательство, которое не относится к алгебре, см., например, в книге: (см. скан). Построение правильного многоугольника, вписанного в заданную окружность, в случае
где
(В случае
Каковы же простые числа такого вида? Число
следовало бы, что Следовательно, должно иметь место равенство вида
Значения
Для Таким образом, каждый правильный (см. скан)
|
1 |
Оглавление
|