§ 5. Разбиение на классы
Знак равенства удовлетворяет следующим условиям:
То же самое выражается следующими словами: отношение
рефлексивно, симметрично и транзитивно. Если между элементами произвольного множества определено отношение
(т. е. для любой пары элементов
либо имеет место
либо нет), подчиненное аксиомам:
то оно называется отношением эквивалентности.
Пример. В области целых чисел назовем два числа эквивалентными, если их разность делится на 2. Очевидно, аксиомы выполняются.
Если задано какое-либо отношение эквивалентности, то мы можем объединить все элементы, эквивалентные данному элементу а, в один класс
Элементы в таком классе попарно эквивалентны, так как из
в силу аксиом 2) и 3) следует
Кроме того, все элементы, эквивалентные какому-либо элементу произвольно фиксированного класса, принадлежат этому классу,
так как из
с следует
Таким образом, класс задается каждым своим элементом: если вместо а выбрать другой элемент
того же самого класса, то получится, что
Следовательно, мы можем выбрать каждый элемент
в качестве представителя данного класса.
Если же мы начнем построение с такого элемента
который не принадлежит рассматриваемому классу (т. е. не эквивалентен элементу а), то придем к классу
. У которого нет общих элементов с классом К а, в противном случае имели бы
и
откуда следовало бы
? В этом случае классы
не пересекаются.
Классы эквивалентности целиком покрывают данное множество, потому что каждый элемент а принадлежит некоторому классу, а именно — классу
Таким образом, множество распадается на попарно непересекающиеся классы. В нашем последнем примере это класс четных и класс нечетных чисел.
Как мы видели,
тогда и только тогда, когда
Вводя классы эквивалентности вместо элементов, мы можем отношение эквивалентности а
заменить отношением равенства
Обратно, если задано разбиение множества на попарно непересекающиеся классы, то мы можем положить по определению: а
если
лежат в одном классе. Очевидно, такое отношение удовлетворяет аксиомам 1), 2), 3).