Главная > Математика и ее история
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

23.164. Биографические заметки: Гёдель

Курт Гёдель (рисунок 23.2) родился в 1906 году в Брюнне, Моравия (ныне Брно, Чехословакия) и умер в Принстоне в 1978 году. Он был вторым сыном Рудольфа Гёделя, управляющего текстильной фирмы, и Марианны Хандшух. Оба родителя принадлежали к значительному немецкоговорящему меньшинству, и его мать получила часть своего образования во французской школе в Брюнне. Ее влияние, видимо, доминировало в воспитании Курта, по крайней мере, в вопросах церкви и школы. Он посещал лютеранские организации и не симпатизировал католической церкви, к которой номинально принадлежал его отец. Рисунок 23.2: Курт Гёдель

Вообще, у Гёделя было счастливое детство, и он обращал на себя внимание своим любопытством, будучи известен в семье как Негг Warurn (мистер Почему). Семье повезло, что первая мировая война относительно не коснулась Брюнна, и даже после войны поглощение Моравии в новую нацию Чехословакии незначительно повлияло на семью Гёделей. Самым беспокойным событием детства Гёделя был приступ ревматической лихорадки в возрасте шести или семи лет, за которым последовало знание, в возрасте восьми лет, что ревматическая лихорадка могла причинить вред сердцу. До конца жизни он был убежден, что у него слабое сердце, и когда доктора не нашли этому доказательств, у него также развилось недоверие к медицинской профессии. Это привело к соприкосновению со смертью в 1940-х гг., когда он не лечил язву двенадцатиперстной кишки, и он превратился в навязчиво осторожного и склонного к депрессии человека.

Закончив среднюю школу, Гёдель переехал в Вену (место рождения своего отца), чтобы поступить в университет. Сначала он не определился между математикой и физикой, но выбрал математику после того, как прослушал блестящий цикл лекций специалиста по теории чисел Фюртванглера. С логикой и теорией множеств его познакомил Ганс Хан, который интересовался проблемами точечных множеств в теории действительных функций. Хан вовлек Гёделя в известный Венский кружок философов 1926-1928 гг. и позже стал его научным руководителем. Цель Венского кружка заключалась в постановке науки и философии на строгую основу посредством формальной логики и, без сомнения, оказала сильное влияние на работу Гёделя. Однако его теорема о неполноте была, очевидно, ударом для Венского кружка, также как для формалистов в математике. Фактически, Гёдель начал отходить от Венского кружка задолго до того, как он открыл свою теорему, так как его философская позиция приближалась к диаметрально противоположной. Венский кружок основывал свою философию на строго материальных данных, тогда как Гедель был метафизиком до такой степени, что интересовался приведениями и демонами [см., например, Крейзель (1980), с. 155].

В 1927 году Гёдель повстречал свою будущую жену, Адель Нимбурски, танцовщицу в ночном клубе Вены. Его родители возражали против нее, на том основании, что она была на шесть лет старше Гёделя и уже была замужем раньше, и пара поженилась лишь в 1938 году. Брак выдержал испытание временем, и друзья заметили, насколько теплее стал Гёдель в ее обществе. У них не было детей, и Адель,

вероятно, была единственным человеком в жизни Гёделя, который мог изредка опускать его на землю.

В 1929 году Гёдель стал австрийским гражданином и быстро завоевал славу, опубликовав в 1931 году теорему о неполноте. Его пригласили в Соединенные Штаты, и он три раза посещал Институт перспективных исследований в Принстоне. В промежутках между ними, однако, он испытывал приступы депрессии и проводил некоторое время в психиатрических лечебницах. В 1938 году Гитлер аннексировал Австрию, и атмосфера становилась все более и более угнетающей, хотя Гёдель, видимо, не воспринимал угрозу нацизма. Он обвинял в ситуации австрийскую «небрежность» и решил уехать только, когда его посчитали годным к военной службе, по его мнению, явно некомпетентное мнение.

В течение этого напряженного периода своей жизни (1937-1940) Гёдель взялся за решение задач теории множеств и доказал непротиворечивость аксиомы о выборе и гипотезы о континууме. Таким образом, он приехал в 1940 году в Принстон на второй волне славы. Он получил должность в Институте перспективных исследований, где он вынужден был остаться до конца жизни. В начале 1940-х гг. он продолжал упорно работать над теорией множеств. В 1942 году он нашел доказательство независимости аксиомы о выборе, но не опубликовал свою работу, когда обнаружил, что не мог сделать то же самое для гипотезы о континууме (а именно, показать, что, если теория множеств непротиворечива, то можно непротиворечиво предположить, что аксиома о выборе истинна, но гипотеза о континууме — ложная). Эти результаты, конечно, были со временем получены Коуэном (1963).

С 1943 года Гёдель, в основном, посвятил себя философии. Несомненно, Крейзель (1980), с. 150 доказывает, что все открытия Гёделя проистекали из его философской проницательности, в сочетании с соответствующими, но, в целом, элементарными математическими методами. Теорема о неполноте, например, вытекает из наблюдения за разницей между доказуемостью и истинностью. Гёдель (1949) предпринял неожиданный набег на другую область математики, представляющую философский интерес, теорию относительности. Он показал, что есть решения уравнений Эйнштейна, которые содержат замкнутые времениподобные строки, теоретически допускающие возможность путешествия во времени. Позже Гёдель вычислил, что количество энергии, необходимое на путешествие в собственное прошлое, недопустимо велико, но допустимость сигналов в прошлое и из прошлого оставалась открытой. Несомненно, он видимо, верил, что это было возможной основой существования привидений [Крейзель (1980), с. 155].

Понятно, что Гёдель был сдержан относительно выражения таких взглядов публично. Даже в случае теоремы о неполноте, следствия которой для вопроса умов против машин широко дебатировались, он не публиковал свои взгляды. Его частная точка зрения, что ум мощнее машины, быть может, однако, была важна, поскольку дала ему возможность, в первую очередь, предвидеть теорему о неполноте. Несомненно, быть может, не будет преувеличением сказать, что восприимчивость Гёделя к научно нешаблонным идеям проложила путь к его нешаблонным теоремам.

Литература

(см. скан)

(см. скан)

1
Оглавление
email@scask.ru