Главная > Математика и ее история
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

19.130. Комбинаторная теория групп

Как говорилось в разделе 19.4, группы правильных многогранников были первыми, которые определили на основе порождающих элементов и соотношений. Однако, с конечными группами, такими как эти, занимаешься, главным образом, простотой и элегантностью представления; вопрос о существовании не возникает. Что касается любой конечной группы можно тривиально получить конечное множество порождающих элементов (а именно, всех элементов группы

и определяющих соотношений (а именно, всех уравнений выполняющихся среди порождающих элементов). Конечно, тот же аргумент дает бесконечное множество порождающих элементов и определяющих соотношений для бесконечной группы, но это также неинтересно. Реальная проблема заключается в том, чтобы найти конечные множества порождающих элементов и определяющих соотношений для бесконечных групп, где возможно.

Впервые эта задача была решена для групп симметрии некоторых правильных мозаик студентом Клейна, Диком, и такие примеры были основой первого систематического изучения порождающих элементов и соотношений. Статьи Дика (1882,1883) заложили основы этого подхода к теории групп, который сейчас называется комбинаторным. Больше специальной информации, а также подробную историю развития комбинаторной теории групп, см. Чандлер и Магнус (1982).

Рисунок 19.5 иллюстрирует, как порождающие элементы и соотношения естественным образом возникают из мозаик. Эта мозаика основана на правильной мозаике евклидовой плоскости из единичных квадратов, но каждый квадрат был разделен на черные и белые треугольники, чтобы исключить симметрии вращения и отражения. Симметрии, которые остаются, порождаются

1. горизонтальным переносом длины 1

2. вертикальным переносом длины 1

Эти порождающие элементы подчинены очевидному соотношению

которое означает, что любой элемент группы может быть записан в виде Если то только, если то есть, только, если следствие соотношения Поэтому все соотношения в группе вытекают из которое означает, что последнее соотношение — определяющее соотношение группы.

Рисунок 19.15: Мозаика плоскости

Очевидность определяющего соотношения в этом случае затмевает от нас тот факт, который становится яснее с мозаиками гиперболической плоскости: порождающие элементы и соотношения можно читать с мозаики. Элементы группы соответствуют клеткам в мозаике, в настоящем примере квадратам. Если мы задаем квадрат, соответствующий единичному элементу 1, то квадрат, на который посылается

квадрат 1 элементом группы можно назвать квадратом Порождающие элементы это элементы, которые посылают квадрат 1 на смежные квадраты. Они порождают группу, потому что квадрат 1 можно послать на любой другой квадрат рядом перемещений от квадрата на смежный квадрат. Соотношения соответствуют равным последовательностям перемещений и, что означает то же самое, последовательностям перемещений, которые возвращают квадрат 1 на его исходную позицию. Все эти последовательности можно вывести из контура вокруг вершины (рисунок 19.6), то есть, последовательности Поэтому все соотношения выводятся из или, что то же самое,

Рисунок 19.6: Контур вокруг вершины

Обобщая эти идеи, Пуанкаре (1882) показал, что группы симметрии всех правильных мозаик, будь то сферы, евклидовой плоскости или гиперболической плоскости, можно представить конечным числом порождающих элементов и соотношений. Порождающие элементы соответствуют перемещениям основной клетки на смежные клетки, и, следовательно, сторонам основной клетки; определяющие соотношения соответствуют своим вершинам. Эти результаты также были важны для топологии, так мы увидим в главе 22.

Понятие группы, абстрагированное от таких примеров, было выражено отчасти специальным образом, включающим нормальные подгруппы, Диком (1882). Следующий, более простой подход, был разработан Деном и использовался студентом Дена, Магнусом (1930). Группа определяется множеством порождающих элементов и множеством определяющих соотношений. Каждый порождающий элемент а; называется буквой; а, имеет обратный элемент и произвольные конечные последовательности («произведения») букв и обратных букв называются словами.

Слова называются эквивалентными, если следствие определяющих соотношений, то есть, если можно обратить в последовательностью замен подслов 11, на (или наоборот) и сокращением (или вставкой) подслов Элементы классы эквивалентности

и произведение элементов определяется

где обозначает результат соединения в цепь слов Следует проверить, что это произведение вполне определено, но так только это сделано, свойства группы 1), 2) и 3) раздела 19.1 вытекают естественно.

Упражнения

(см. скан)

1
Оглавление
email@scask.ru