Главная > Математика и ее история
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

7.46. Биографические заметки: Декарт

Рене Декарт (рисунок 7.4) родился в Лаэ (ныне называется Лаэ-Декарт) во французской провинции Турень в 1596 году и умер в Стокгольме в 1650 году. Его отец, Иоахим, был советником в высшем суде Ренна в Бретани; его мать, Жанна, была дочерью генерал-лейтенанта из Пуатье и владела собственностью, которая в итоге должна была гарантировать Декарту финансовую независимость. Его мать умерла в 1597 году, и Декарта воспитывали его бабушка по матери и няня. Видимо, он не был близок с отцом, братом или сестрой, редко говорил о них другим и писал им только по деловым вопросам.

Рисунок 7.4: Декарт (музей Лувра)

Иоахим Декарт отсутствовал дома по полгода из-за своих судебных обязанностей, но он достаточно видел Рене, чтобы заметить его необычайное любопытство, называя его «маленьким философом». В 1606 году он поместил его в иезуитский колледж Ла Флеш, который был недавно основан Генрихом IV в Анжу. Молодому Декарту предоставили в школе особые привилегии, в знак признания его интеллектуальных перспектив и хрупкого здоровья. Он был одним из немногих мальчиков, у которых была своя комната, ему разрешалось читать книги, запрещенные другим учащимся, и позволялось оставаться в постели до позднего утра. Проведение нескольких утренних часов в постели, размышляя и записывая, превратилось в жизненную привычку, и когда он, наконец, вынужден был отказаться от нее в условиях шведкой зимы, последствия оказались роковыми.

Самым драматическим событием его школьной жизни оказалось убийство Генриха IV в 1610 году. Поскольку Генрих IV был не только основателем школы, но также самым популярным королем во французской истории, его смерть была глубоким шоком. Ла Флеш стал местом тщательно разработанной траурной церемонии, кульминацией которой было погребение сердца короля. Декарт был одним из 24 учащихся, которых выбрали для участия в церемонии.

Он закончил Ла Флеш в 1614 году и после изучения права в Пуатье, которое, видимо, не произвело на него впечатления, в 1618 году отправился в Голландию в качестве добровольца без жалованья в армию принца Нассауского. В то время такое решение было обычным для молодого француза со средствами, поскольку голландцы воевали с врагом Франции, Испанией, и Декарт, видимо, поступил в армию, чтобы повидать мир, а не из-за вкуса к жизни в казармах или сражениям. Случилось так, что затем в войне наступило временное затишье,

и Декарт получил два года фактического отдыха, чтобы размышлять над наукой и философией.

Будучи в Бреда, 10 ноября 1618 года, он увидел расклеенную на стене математическую задачу. Поскольку он еще недостаточно владел голландским, он попросил стоящего рядом человека перевести ее. Именно так Декарт повстречал Исаака Бекмана, который стал его первым наставником в математике и другом на всю жизнь. Следующее 10 ноября Декарт встретил в Баварии. Он провел день в интенсивных размышлениях в натопленной комнате (он назвал ее «печь») и в ту ночь ему приснился сон, который он позже посчитал откровением того пути, которому он должен следовать в развитии своей философии. Открыл ли также сон путь к аналитической геометрии, как предполагали некоторые, мы, вероятно, никогда не узнаем. Собственное описание сна Декартом утеряно, и у нас есть только краткое изложение, сделанное его первым биографом, Байе (1691), с. 85, которое не поможет. В любом случае, по-видимому, нелепо присуждать Декарту приоритет над Ферма на основе сна. Разве нельзя предъявить контрпретензию, если бы стал известен сон подростка Ферма?

В 1628 году Декарт переехал в Голландию, где он провел большую часть остальной своей жизни. Он вел простую, но размеренную жизнь, и, наконец, приступил к разработке идей, задуманных девятью годами ранее. Относительная изоляция устраивала его, поскольку он относился враждебно к другим гигантам науки своего времени, таким как Галилей, Ферма и Паскаль, и предпочитал общаться с учеными, которые могли понимать его и не оспаривать его превосходство. Одним из них был Марен Мерсенн, который был учеником старших классов в Ла Флеш во времена Декарта, и был его главным научным знакомым во Франции. Другие — это принцесса Елизавета из Богемии и королева Швеции Кристина, с ними обеими Декарт вел обширную переписку.

Положительной стороной нетерпимости Декарта к интеллектуальным соперникам был, видимо, подлинный интерес к делам его соседей в Голландии. Он поощрял местных юношей, которые проявили талант в математике, и он был известен в округе как кто-то, к кому обращаются во время беды [см. Вроман (1970), с. 194-196]. Единственной серьезной любовью его жизни была служанка по имени Хелен, которая в 1635 году родила ему дочь, Францину. Надо признаться, его интерес в этом деле не простерся до женитьбы на Хелен, но смерть Францины от скарлатины в 1640 году была величайшим горем его жизни.

В 1649 году Декарт согласился поехать в Стокгольм, чтобы стать учителем королевы Кристины. Это была кульминация его переписки

с ней и переговоров через друга Декарта, французского посла Шаню. Королева, которая отличалась своей физической, а также умственной энергией, ночью спала не более 5 часов и поднималась в 4 утра. Декарт должен был приезжать в 5 утра, чтобы давать ей уроки философии. Программа началась 14 января 1650 года, в самую холодную зиму за последние 60 лет. Можно представить шок для организма Декарта из-за такого раннего подъема, затем поездки из резиденции посла до дворца. Однако, на самом деле, именно Шаню первым поддался простуде. 18 января он свалился от воспаления легких, и Декарт, видимо, подхватил болезнь от него. Шаню выздоровел, а Декарт нет, и он умер 11 февраля 1650 года.

Декарт, конечно, известен своей философией, также как и аналитической геометрией. Геометрия первоначально была приложением к его основному философскому труду Рассуждение о методе. Другие приложения — Диоптрика, трактат об оптике, и Метеорика, первая попытка дать научную теорию погоды. В Диоптрике Декарт не проинформировал своих читателей, что Птолемей, аль-Хорезми, Кеплер и Снелль уже открыли основные принципы оптики; тем не менее, он представил предмет с большей ясностью и тщательностью, чем раньше, несомненно, усовершенствовав как теорию, так и практику оптического измерения. Что касается Метеорики, мы сейчас знаем, насколько преждевременна была попытка теории погоды в 1637 году, поэтому понятно, что в этом трактате больше провалов, чем успехов. Его самый большой успех — правильное объяснение радуги (за исключением цветов, объяснение которых завершено Ньютоном), которое Декарт смог дать на основе своей оптики. Более типично, к сожалению, его объяснение грома: он вызван облаками, сталкивающимися друг с другом, и не связан с молнией. Отличный обзор научной работы и философии Декарта, с особенно детальным анализом Геометрии, дан Скоттом (1952).

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru