8.48. Анаморфоза
Из построения вуали Альберти ясно, что перспективное изображение не будет выглядеть абсолютно правильным, если смотреть на него не с точки обзора, использованной художником. Опыт, однако, показывает, что искажение незаметно, за исключением крайних положений точек обзора. Вслед за мастерством перспективы итальянских художников развился интересный вариант, в котором картина выглядит правильно только с одной, крайней, точки обзора. Первый известный пример этого стиля, известного как анаморфоза, недатированный рисунок Леонардо да Винчи из Атлантического кодекса (составленного между 1483 и 1518 годом). Рисунок 8.6 показывает часть этого рисунка, лицо ребенка, которое выглядит правильным, если рассматривать его глазом, находящимся вблизи правого края страницы.
Рисунок 8.6: Рисунок лица Леонардо
Около 1530 года идею восприняли немецкие художники. Самый известный пример встречается в картине Хольбейна Два посла (1533). Таинственная полоска через нижнюю часть картины становится черепом, если смотреть из точки вблизи края картины. Отличную оценку этой картины и историю анаморфозы, см. Балтрушаитис (1977) и Райт (1983), стр. 146-156. Искусство анаморфозы достигло самой совершенной технической формы во Франции в начале семнадцатого века. По-видимому, не случайно, что это также было время и место рождения проективной геометрии. Действительно, ключевые фигуры в этих двух областях, Нисерон и Дезарг, были хорошо осведомлены о работе друг друга.
Нисерон (1613-1646) был студентом Мерсенна и, как и он, монахом ордена миноритов. Он выполнил несколько необычных анаморфических стенных изображений, длиной до 55 метров, а также объяснил теорию в La perspective curieuse (Любопытной перспективе) [Нисерон (1638)]. Рисунок 8.7 — это его иллюстрация анаморфозы стула [из книги Балтрушаитиса (1977), с.44]. Анаморфоза, если смотреть обычным образом, показывает стул как нечто ранее не виданное, и все же с соответствующей крайней точки видишь обычный стул в перспективе.
Рисунок 8.7: Стул Нисерона
Этот пример выявляет важный математический факт: перспективный вид перспективного вида вообще не является перспективным видом. Повторение перспективных видов дает то, что мы сейчас называем проективным видом, и стул Нисерона показывает, что проективность более широкое понятие, чем перспективность. Следовательно, проективная геометрия, изучающая свойства, которые инварианты в условиях проекции, шире, чем теория перспективы. Сама перспектива развилась в математическую теорию, начертательную геометрию, лишь в конце восемнадцатого века.