3.19. Биографические заметки: Диофант
Диофант жил в Александрии во времена, когда греческая математика, наряду с остальной западной цивилизацией, повсеместно была в упадке. Катастрофы, которые поглотили Запад с падением Рима, и подъем ислама, кульминацией которого было сожжение библиотеки в Александрии в 640 г. н. э., похоронили почти все подробности жизни Диофанта. Даты его жизни можно с уверенностью поместить лишь между 150 и 350 гг. н. э., поскольку он упоминает Гипсиклеса (известно, что он жил около 150 г.) и о нем упоминает Теон Александрийский (около 350 г.). Еще одно свидетельство, письмо Михаэла Пселля (одиннадцатый век), предполагает, что 250 г. н. э. самое вероятное время, когда жил Диофант. Не считая этого, единственный ключ к жизни Диофанта — головоломка в Греческой Антологии (около 600 г. н. э.):
Бог даровал ему быть мальчиком шестую часть его жизни, и добавив к этому двенадцатую часть, Он одел его щеки пушком. Он зажег ему свет супружества после седьмой части, и пять лет спустя после женитьбы Он даровал ему сына. Увы!
поздно рожденный несчастный ребенок; когда он достиг предела половины жизни своего отца, холодная Судьба забрала его. Утешившись в своем горе этой наукой чисел, по прошествии четырех лет он закончил свою жизнь.
[Коуэн и Драбкин (1958), с. 27]
Если эта информация верна, то Диофант женился в 33 года и имел сына, который умер в 42 года, за четыре года до того, как в 84 года сам Диофант погиб от своей собственной руки.
Труд Диофанта оставался почти незамеченным в течение многих веков, и сохранился лишь частично. Первые проявления интереса к Диофанту встречаются в средние века, но многое в чести окончательного возрождения Диофанта принадлежит Рафаэлю Бомбелли (1526-1572) и Вильгельму Гольцману (известен как Ксиландр, 1532-1576). Бомбелли обнаружил экземпляр Арифметики Диофанта в Ватиканской библиотеке и опубликовал 143 задачи из нее в своей Алгебре (1572). Самое известное издание Арифметики — издание Баше де Мезириака (1621). Баше быстро увидел возможность общих принципов, лежащих в основе частных задач Арифметики, и, в своих комментариях к книге подготовил своих современников к сложной задаче надлежащего понимания Диофанта и передачи его идей дальше. Именно Ферма первый взялся за эту сложную задачу и сделал первые важные успехи в теории чисел после классической эры (см. главу 11).