Главная > Математика и ее история
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Глава 5. Теория чисел в Азии

5.25. Евклидов алгоритм

Из предыдущих глав ясно, что древняя Греция оказала огромное влияние на мировую математику, и что большую часть фундаментальных понятий математики можно найти там. Это не означает, однако, что греки все открыли первыми, или, что они все делали лучше. Мы уже видели, что теорема Пифагора была известна в Вавилоне раньше, чем в Греции, и что пифагоровы тройки понимались там лучше, чем где-либо в Греции, по крайней мере, до времени Диофанта.

Действительно, теорема Пифагора и пифагоровы тройки также были известны в древнем Китае и Индии. Насколько нам известно, это были независимые открытия, поэтому скорее представляется, что теорема Пифагора — математически универсальна, вероятно, она появляется в любой достаточно развитой цивилизации. Другими такими универсалиями являются понятие отношение радиуса к окружности круга, и евклидов алгоритм. Как мы увидим в этой главе, евклидов алгоритм, по-видимому, появляется всякий раз, когда есть интерес к кратным, делителям и целочисленным решениям линейных и квадратных уравнений.

Для Евклида существовало два совершенно отдельных применения евклидова алгоритма. Во-первых, алгоритм применялся к целым числам и использовался, чтобы выводить заключения о делимости и простых числах. Во-вторых, алгоритм применялся к отрезвим прямых и использовался в качестве критерия иррациональности: если алгоритм не завершается, тогда отношение отрезков иррационально. Как мы видели в разделе 3.4, возможно, что греки продвинули евклидов алгоритм достаточно далеко, чтобы увидеть, что в некоторых случаях он становится периодическим; например, когда оба отрезви прямой имеют длины

Независимо от всех этих разработок, первая форма евклидова алгоритма появилась в Китае при Ханьской династии, между 200 г. до

н. э. и 200 г. н. э. Он использовался китайцами для упрощения дробей — деления числителя и знаменателя на их а также для отыскания решений линейных уравнений в целых числах.

Типичное «применение» такого уравнения следующее. Предположим, что в году дней и в лунном месяце 29 дней. Если мы переходим к единицам 1/4 дня, то год и лунный месяц тогда измеряются целыми числами 1461 и 118. Теперь предположим, что в первый день года полная луна. Сколько пройдет времени, прежде чем полная луна будет во второй день года? Это случится через х лет (и у месяцев), где

Мы, поэтому, ищем наименьшее целочисленное решение этого уравнения и, как мы видели в разделе 3.3, это зависит от выражения как комбинации вида I I Ну что может быть сделано с помощью евклидова алгоритма. В этом уравнении, конечно, нас лишь интересует часть решения, число х, потому что мы хотим знать лишь кратное 1461, которое в 4 меньше, чем некоторое кратное 118 (нам все равно, какое). Такую задачу позже описали бы как задачу о конгруэнтности: мы ищем х, так что 1461ж конгруэнтно Китайцы стали весьма искусны в таких задачах, расширив свои методы до множественной конгруэнтности, как объясняется в следующем разделе. Это привело к важной теореме, известной сегодня как китайская теорема об остатках.

Около пятого и шестого веков нашей эры, похожие линейные диофантовы уравнения решались в Индии, и, возможно, имелись в виду похожие проблемы календаря. Однако, индийцы приняли идею в ином направлении. Они независимо открыли уравнение Пелля найденное греками, пытавшимися понять а также вновь открыли в нем периодичность. Что примечательнее всего, они сделали это без такого-либо разбиения рационального и иррационального. Их трактовка уравнения Пелля полностью основывалась на целочисленных операциях, и она слегка сочетается с их трактовкой линейных уравнений.

1
Оглавление
email@scask.ru