г) Описание процесса в релейной системе разностным уравнением. Устойчивость автоколебаний
Уравнение (17-43) позволяет, зная некоторое
значение модуля амплитуды у при
переключении реле, вычислить величину
при следующем переключении реле. Иными словами,
следовательно, из (17-43) получаем нелинейное разностное уравнение первого порядка
Графическое решение этого уравнения является диаграммой точечных преобразований (рис. 17-14). Далее, поскольку предполагается, что автоколебания имеют место, то
т. е. автоколебания устанавливаются через бесконечно большое число переключений реле.
Рис. 17-15. Определение устрочивости автоколебаний по критерию (17-53). а и в — неустойчиёый автоколебательный режим; б и г - устойчивый автоколебательный режим.
Амплитуды автоколебаний
суть частное решение уравнения (17-49); они характеризуют режимы автоколебаний и являются корнями уравнения
Запишем (17-49) в отклонениях от исследуемого установившегося режима. Пусть
где
отклонения
от
Тогда
Чем ближе к равновесному режиму, тем меньше величины отклонений
Разложим
в ряд по степеням
Ограничиваясь ввиду малости отклонений линейным приближением рядов и учитывая уравнение равновесного состояния (17-51), получим разностное уравнение первого приближения
или
где
представляют собой наклоны касательных к кривым функций точечных преобразований
в точке пересечения Из
вытекает условие устойчивости автоколебаний:
или
Согласно этому критерию автоколебания в случае, приведенном на рис. 17-14, устойчивы. На рис. 17-15 приведены различные варианты поведения кривых
иллюстрирующие применение критерия