Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4-4. РЕЛЕВ автоматических и телемеханических системах широко применяются реле — устройства, предназначенные для прерывистого дискретного управления токами и напряжениями посредством электрических сигналов сравнительно малой мощности. Практически любой усилитель может работать в релейном режиме. Так, например, широко используется релейный режим работы магнитных усилителей, полуцроводниковых усилителей и специальных, электронных усилителей. Здесь рассматриваются лишь те типы реле, в которых управляющий сигнал вызывает механическое перемещение якоря и замыкание контактов. К числу таких реле относятся: 1) электромагнитные; 2) поляризованные; 3) магнитоэлектрические; 4) индукционные, электродинамические. а) Устройство и характеристики электромагнитных релеНесмотря на большое разнообразие конструкций магнитных систем и контактных групп электромагнитных реле, различают лишь два основных типа этих устройств: реле с поворотным якорем и реле втяжного типа. Схема электромагнитного реле с поворотным якорем приведена на рис. 4-18. При протекании тока по обмотке Контакты реле делятся на две группы: нормально разомкнутые контакты и нормально замкнутые контакты. Нормально разомкнутыми называются контакты, разомкнутые при отсутствии тока в обмотке и замыкающиеся при срабатывании реле. Нормально замкнутыми
Рис. 4-18. Реле с поворотным якорем
Рис. 4-19. Контактор. называются контакты, замкнутые при отсутствии тока в обмотке и размыкающиеся при срабатывании реле. Вторая группа Процесс срабатывания: и отпускания электромагнитного реле проще всего проследить, рассматривая кривую изменения тока в обмотке реле. Пусть в момент времени До момента времени С момента появления напряжения и в обмотке реле возрастает ток. Так как индуктивность обмотки при неподвижном якоре и сравнительно большом воздушном зазоре практически постоянна, то нарастание тока будет происходить по закону экспоненты:
где В тот момент, когда ток Время трогания удовлетворяет соотношению
где
По истечении времени трогания начинается движение якоря. При этом воздушный зазор уменьшается и индуктивность возрастает. Уравнение напряжений в цепи обмотки имеет вид:
или
Индуктивность зависит от величины зазора
Рис. 4-20. Изменение тока в обмотке управления при срабатывании и отпускании реле. электромагнитов с массивными якорями. В реле на якорь, помимо силы электромагнита, действует сила пружины, и интегрирование уравнения движения в конечной форме невозможно. Однако легко указать характер изменения тока при движении якоря. В процессе притяжения якоря
которое получается интегрированием Итак, во время притяжения якоря от момента
где Если по-прежнему не учитывать нелинейность характеристики намагничивания (хотя при малом воздушном зазоре эта нелинейность имеет несколько большее значение), то
где постоянная с определяется из начального условия при
Таким образом, ток в обмотке реле после остановки якоря нарастает по закону экспоненты с новой, большей постоянной времени
носит название времени срабатывания. Время срабатывания равно интервалу от момента включения напряжения до момента замыкания контактов реле. Время срабатывания, время трогания и движения при срабатывании называют временными параметрами (характеристиками) реле. Другую группу временных параметров составляют время отпускания, время трогания и движения при отпускании. Определение этих параметров поясняет правая часть рис. 4-20. Если при выключении реле мгновенно исчезает напряжение, но сопротивление цепи остается прежним, то ток будет уменьшаться почти по экспоненциальному закону с постоянной времени
После того как ток (При отпускании реле якорь движется под действием пружины, воздушный зазор увеличивается, индуктивность обмотки уменьшается. Интервал времени от момента выключения напряжения до начала движения якоря носит название времени трогания при отпускании. Если сопротивление цепи обмотки при отпускании остается таким же, как и при срабатывании, то время трогания при отпускании больше
откуда
Если вспомнить, что при срабатывании Однако часто реле отключаете» при разрыве цепи, если ток обмотки управляется контактами выключателя, реле меньшей мощности и т. д. В этом случае спадание тока в обмотке описывается сложной функцией времени, зависящей от характера разряда при разрыве контактов, наличия вихревых токов и других факторов. При мгновенном разрыве цепи обмотки время движения зависит лишь от механических параметров и минимально. Уравнение э. д. с. при отпускании реле без разрыва цепи обмотки имеет вид:
При отпускании механическая энергия деформированной пружины превращается в электрическую, и ток при достаточно быстром, движении возрастает (рис. 4-20). Электродвижущая сила Таковы временные нараметры реле_и процессы, происходящие при срабатывании и отпускании. Механическими характеристиками реле называют зависимости сил, действующих на якорь, от положения якоря и тока, протекающего через обмотку. Определяются механические характеристики в статическом режиме, т. е. при неизменном, фиксированном воздушном зазоре и постоянном значении н. с. обмотки, электромагнита. От вида статических характеристик в определенной мере зависят быстродействие и надежность реле. К числу механических характеристик относится тяговая характеристика — зависимость силы притяжения электромагнита от величины воздушного зазора и н. с. обмотки. Для вычисления силы притяжения электромагнита можно воспользоваться общей формулой, справедливой для ненасыщенной магнитной цепи:
где Для определения силы реле с поворотным якорем часто полагают:
здесь
Подставляя это выражение в (4-41), получаем:
Заметим, что величина
есть часть н. с. обмотки, приходящаяся на воздушный зазор, тогда
В этих формулах размерность Если бы ампер-витки воздушного зазора оставались неизменными при перемещении якоря, то зависимость силы притяжения от воздушного зазора выражалась бы квадратной гиперболой (рис. 4-21). В этом случае сила притяжения неограниченно нарастает при уменьшении воздушного зазора. Действительная статическая тяговая характеристика, определенная при постоянной общей н. с. В области малых воздушных зазоров магнитное сопротивление стальной части «машинному потоку
Рис. 4-21. Тяговая характеристика реле С» с поворотным якорем.
Рис. 4-22, Семейство тяговых характеристик и характеристика пружины реле. становится преобладающим в общем сопротивлении. Это может иметь место не только за счет уменьшения сопротивления При больших воздушных зазорах Точное определение силы притяжения требует вычисления индуктивности Второй механической характеристикой реле является зависимость силы, создаваемой пружинами, от перемещения якоря. При подборе пружин реле прежде всего необходимо согласовать характеристику пружины с тяговой характеристикой реле. Согласование характеристик определяет соотношение силы притяжения якоря и силы пружины во всем диапазоне изменения воздушного зазора. От согласования характеристик зависит "отношение тока отпускания к току срабатывания, время срабатывания и так называемый дребезг реле. На рис. 4-22 представлено семейство тяговых характеристик, соответствующих различным намагничивающим силам обмотки, и изображена характеристика пружины Заштрихованная площадь, ограниченная тяговой характеристикой и характеристикой пружины, представляет собой разность работы, совершенной электромагнитом, и энергии деформации пружины. Энергия, выраженная заштрихованной площадью, превращается в кинетическую энергию якоря, расходуемую при ударе контактов и соприкосновении якоря с ограничителем. При уменьшении тока в обмотке сработавшего реле отпускание происходит в точке Отношение н. с. отпускания к
Рис. 4-23. Схемы магнитных систем поляризованных реле. н. с. срабатывания носит название коэффициента возврата
Для реле, работающих в системе автоматического управления, часто желательно иметь коэффициент возврата, близкий к единице. Между тем при линейной характеристике пружины коэффициент возврата редко превышает 0,6-0,7, а в некоторых реле составляет всего 0,2. Поэтому применяют пружины с нелинейными характеристиками. Ставя дополнительную пружину, можно, в частности, изменить характеристику так, как показано на рис. 4-22 пунктиром. Ясно, что ток отпускания при этом увеличивается и Согласование механических характеристик уменьшает удар контактов. Если площадь, ограниченная тяговой характеристикой и характеристикой пружины, велика, то якорь при срабатывании реле приобретает значительную кинетическую энергию и может наблюдаться отскакивание, дребезг контактов при ударе. Поэтому желательно указанную площадь делать возможно меньшей. Однако уменьшение энергии, сообщаемой якорю, связано с увеличением времени движения якоря и целесообразно лишь в определенных пределах.
|
1 |
Оглавление
|