Главная > Основы автоматики и технической кибернетики
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3-3. ИНДУКТИВНЫЕ ДАТЧИКИ

а) Простейший индуктивный датчик

Индуктивные датчики, так же как и потенциометричеокие, являются датчиками параметрического типа.

Рис. 3-10. Простейший индуктивный датчик.

Для преобразования механического перемещения в электрический сипнал здесь используется изменение индуктивности или взаимоиндуктивности дросселей с переменным воздушным зазором.

Индуктивный датчик в отношении электрических сигналов представляет собой четырехполюсник, параметры (индуктивности) которого зависят от значения входной величины — механического перемещения якоря х.

Индуктивные датчики автоматических устройств работают на частотах от 60 гц до нескольких килогерц.

Схема простейшего индуктивного датчика с плоским якорем приведена на рис. 3-10. Обмотка 1 через сопротивление нагрузки подключена к сети переменного тока. Магнитный поток обмотки 1 проходит через магнитопровод 2, воздушный зазор и замыкается через подвижный якорь 3. Магнитопровод и якорь изготовляются из материала с достаточно большой магнитной проницаемостью и малыми потерями на гистерезис. Обычно в качестве материала магнитапровода и якоря применяется электротехническая сталь. В некоторых специальных типах датчиков якорь изготовляется из материалов с малым удельным сопротивлением (медь, алюминий).

Вследствие того, что магнитное сопротивление ферромагнитного якоря 3 и сердечника 2 мало, индуктивность обмотки резко изменяется при изменении воздушного зазора. При увеличении воздушного зазора общее магнитное сопротивление возрастает, индуктивность обмотки падает и ток в цепи нагрузки

возрастает. Наоборот, приближение якоря к магнитопроводу сопровождается ростом индуктивного сопротивления обмотки и уменьшением тока в ней.

Если воздушный зазор невелик в сравнении с шириной магнитопровод а, то поток рассеяния мал и индуктивность обмотай 1 с достаточной точностью можно выразить формулой

где индуктивность, число витков обмотки; удвоенная ширина воздушного зазора, площадь сечения потока в воздушном зазоре, принимаемая равной площади сечения стержней магнитопровода; сумма магнитных сопротивлений магнитопровода и якоря (сопротивление железа).

Если воздушный зазор, не слишком мал, то его магнитное сопротивление значительно больше магнитного сопротивления железа

т. е.

где а — магнитная проницаемость магнитопррвода и якоря; длина средней силовой линии в железе, и формула (3-16) принимает еще более простой вид:

При синусоидальном напряжении сети и выполнении условия (3-17) ток в обмотке датчика практически синусоидалей, так как при условии (3-117) преобладает линейное магнитное сопротивление воздушного зазора.

Если -эффективное значение напряжения сети, то эффективный ток в нагрузке будет равен:

Рис. 3-11. Характеристика однотактного индуктивного датчика с плоским якорем.

При небольших воздушных зазорах индуктивное сопротивление обмоток датчиков обычно во много раз больше активного сопротивления, т. е.

Итак, пренебрегая активным сопротивлением цепи, машйтным сопротивлением железа и потоками рассеяния, мы получаем линейную зависимость тока в нагрузке от перемещения якори (рис. 3-1l).

Поскольку согласно сделанным предположениям сопротивление цепи чисто индуктивное, сдвиг фаз между напряжением и током равен 90° (рис. 3-12).

Реальная характеристика рассматриваемого датчика отличается от полученной идеализированной характеристики в области малых и больших воздушных зазоров. Эта реальная характеристика изображена на рис. 3-11 пунктиром. Отличие реальной характеристики от идеализированной в области малых воздушных зазоров обусловлено

Рис. 3-12. Сдвиг фазы между напряжением и током в индуктивном датчике.

главным образом магнитным сопротивлением железа, а при больших — наличием активного сопротивления цепи обмотки. Сдвиг фаз между током и напряжением в цепи реального индуктивного датчика не остается (постоянным, а уменьшается при увеличении воздушного зазора (рис. 3-12, пунктирная кривая).

Рассмотренный простейший индуктивный датчик почти не применяется вавтоматических устройствах по следующим причинам. Во-первых, этот датчик однотактный, т. е. знак его выходного сигнала не меняется при изменении знака входного сигнала (отсутствует изменение фазы тока на Во-вторых, при значительной мощности сигнала выходной цепи на якорь датчика действует значительная сила притяжения. Прежде чем определять силу притяжения для указанного датчика, выведем общую формулу силы тяги электромагнитного устройства, которая будет использоваться при рассмотрении реле, электромагнитов и других подобных преобразователей электрической энергии в механическую.

Пусть имеется последовательная электрическая цепь, состоящая из сопротивления и индуктивности Индуктивность цепи в общем случае переменна за счет изменения длины воздушного зазора и насыщения железа.

Если к такой цепи подключается то уравнение э. д. с. будет иметь вид:

где — потокосцепление; ток. Умножим это уравнение на и проинтегрируем по времени, принимая при

Интегрируя по частям, получаема

Таким образом,

Это равенство выражает закон сохранения энергии для данного процесса.

Величина есть энергия, полученная от источника питания. Величина представляет собой количество тепла, выделенного в активном сопротивлении. Величина для ненасыщенной магнитной цепи есть энергия магнитного поля обмотки. Член представляет собой энергию, затраченную на изменение индуктивности. Если изменение индуктивности происходит за счет перемещения якоря, то величина равна механической работе, совершенной при» этом перемещении, т. е.

где сила; скорость перемещения. Дифференцируя это равенство, получаем:

откуда находим выражение для силы притяжения

Если имеет место не поступательное, а угловое перемещение, то аналогично получим выражение для момента М:

где а — угол поворота якоря.

Если в формуле ток выражен в амперах, индуктивность — в генри, а. перемещение — в миллиметрах, то сила получается в дж/мм.

Вернемся теперь к вычислению силы, действующей на якорь простейшего (индуктивного датчика. Датчик питается переменным током поэтому среднее значение силы пропорционально среднему значению т. е. пропорционально квадрату эффективного значения тока

Если воспользоваться приближенными выражениями (3-18), (3-19), для индуктивности и тока, обладающими приемлемой точностью для не слишком малых и не слишком больших воздушных зазоров, то получим:

Согласно этому приближенному выражению сила притяжения якоря пропорциональна коэффициенту чувствительности датчика (по току) а, обратно пропорциональна частоте питания и не зависит от величины воздушного зазора. Последнее обусловлено тем, что по мере удаления якоря от машитопровода ток нарастает пропорционально х. Разумеется, постоянство силы имеет место в том диапазоне изменения воздушного зазора, в котором влияние активного сопротивления цепи и магнитного сопротивления железа незначительно.

Для датчиков, имеющих большую чувствительность по току, сила, притяжения значительна. Так, если датчик имеет коэффициент чувствительности напряжение частоту питания 400 гц, то сила притяжения равна:

Как уже указывалось, вследствие отмеченных недостатков однотактные индуктивные датчики в системах автоматического регулирования применяются лишь во вспомогательных устройствах, а не в цепи основного управляющего сигнала.

1
Оглавление
email@scask.ru