Главная > Основы автоматики и технической кибернетики
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

б) Поляризованные реле

Обычное электромагнитное реле не реагирует на знак сигнала: срабатывание реле происходит одинаково при обоих возможных направлениях тока в обмотке. Между тем во многих устройствах необходимы реле, реагирующие на знак сигнала и замыкающие ту или другую группу контактов в зависимости от направления тока в управляющей обмотке. Такие реле называются поляризованными. В поляризованных реле используется взаимодействие поля постоянного магнита с полем управляющей обмотки. В этом отношении поляризованные реле относятся к группе магнитоэлектрических устройств. Однако конструкция распространенных поляризованных реле резко отличается от конструкции магнитоэлектрических измерительных приборов, вследствие чего за этими устройствами и сохранено специальное название. Те поляризованные реле, которые имеют конструкцию, близкую к конструкции магнитоэлектрических измерительных приборов, носят название гальванометрических или магнитоэлектрических. Они будут рассмотрены отдельно.

На рис. 4-23 изображены схемы основных типов магнитных систем поляризованных реле. На этих схемах показаны пути магнитных потоков, причем потоки постоянных магнитов обозначены сплошными линиями, а потоки управляющих обмоток — пунктирными.

В схеме а якорь 1 намагничивается управляющей обмоткой 3. Якорь расположен между полюсными наконечниками 5, постоянного

магнита 4 и может поворачиваться вокруг точки 2. С якорем связан подвижный контакт 6, замыкающийся с неподвижными контактами 7 при срабатывании реле. При отсутствии тока обмотке среднем положении якоря магнитные потоки в обоих воздушных зазорах равны, силы притяжения якоря полюсными наконечниками одинаковы и уравновешиваются. Якорь при этом находится в равновесии, которое при отсутствии дополнительной пружины неустойчиво.

При протекании тока по управляющей обмотке возникает магнитный поток, который в одном из воздушных зазоров направлен встречно, а в другом — согласно потоку постоянного магнита. На якорь действует результирующая сила, и реле срабатывает. Направление результирующей силы зависит от направления тока в управляющей обмотке. Поэтому в зависимости от полярности входного сигнала ион-такт 6 замыкается с одним из неподвижных контактов 7.

Принцип действия реле, имеющего магнитную систему типа рис. 4-23,6, аналогичен только что рассмотренному. Отличие заключается лишь в том, что управляющая обмотка размещена на магнитопроводе, а постоянный магнит как бы включен последовательно с якорем.

В схеме в якорь поворачивается вокруг точки 2. Полюсные наконечники раздвоены. При протекании тока по управляющей обмотке магнитные потоки в накрест расположенных ларах воздушных зазоров становятся различными и появляется момент, вызывающий срабатывание .реле.

В настоящее время наибольшее распространение получила магннтная система поляризованных реле, схема которой представлена на рис. 4-23,г.

Конструкция реле с такой магнитной системой изображена на рис. 4-24.

Управляющая обмотка в этих реле расположена на магнитопрводе 5. В промежутке между полюсными наконечниками магнитопровода расположен конец якоря 1, составленного из двух тонких стальных пластинок.

Рис. 4-24. Конструкция поляризованного реле.

Якорь подвешен на пластинчатой пружине, закрепленной на неподвижной стойке 2. Вблизи якоря располагается постоянный магнит 4. Якорь не имеет непосредственного соприкосновения с магнитом, однако специальные наконечники 7 (рис. 4-24) обеспечивают достаточно малое магнитное сопротивление на пути потока от магнита к якорю. Другой конец магнита соединен с полюсными наконечниками магнитопровода через значительное магнитное сопротивление. На схеме рис. 4-23,г это магнитное сопротивление изображено в виде воздушного зазора. В действительности, как видно из рис. 4-24, указанное магнитное сопротивление реализуется посредством болтов 8 и прокладок из немагнитного материала. С якорем связаны подвижные контакты 6. Положение неподвижных контактов регулируется с помощью винтов 9.

При отсутствии тока в управляющей обмотке и среднем положении якоря постоянный магнит создает равные магнитные потоки по обеим сторонам якоря. Поток постоянного магнита проходит от верхнего полюса магнита (рис. 4-23) через наконечники, через якорь и у нижнего его конца разветвляется

на два; эти два потока через полюсные наконечники магнитопровода и болты 8 (рис. 4-24) идут к нижнему концу магнита.

При протекании тока по обмотке реле возникает дополнительная составляющая магнитных потоков в воздушных зазорах. Магнитное сопротивление болтов 8 и прокладок подобрано так, чтобы не слишком сильно уменьшать поток обмотки в воздушном зазоре при шунтировании Зазора цепью этих магнитных сопротивлений. Магнитный поток обмотки в одном из зазоров между полюсным наконечником и якорем складывается, а в другом вычитается из потока постоянного магнита. Неравенство результирующих магнитных потоков вызывает срабатывание реле.

Рассмотрим тяговые характеристики поляризованного реле с магнитной системой, показанной на рис. 4-23,г. Магнитные потоки в воздушных зазорах равны сумме и разности потока постоянного магнита и потока обмотки управления. Сумма магнитных сопротивлений воздушных зазоров при перемещении якоря не меняется, так как общая ширина этих зазоров постоянна. Поэтому магнитный поток обмотки, пронизывающий последовательно оба зазора, остается постоянным при перемещении якоря. Распределение потока постоянного магнита между воздушными зазорами меняется при перемещении якоря: в том зазоре, ширина которого уменьшается, поток увеличивается, а в расширяющемся зазоре поток падает. Формулу для силы притяжения можно записать в следующем виде:

где - магнитныи поток.

В соответствии с этим силу, действующую на якорь поляризованного реле, можно выразить так:

здесь поток обмотки управления; — потоки постоянного магнита в правом и левом зазорах.

Если, как мы делали и раньше, характеризовать положение якоря отклонением 5 от среднего положения, то

где магнитное сопротивление на пути потока постоянного магнита за вычетом сопротивления зазора; постоянного магнита. При среднем положении якоря потоки и равны:

где

Поделим и умножим правую часть равенства (4-45) на Ф:

Заметим, что

Здесь относительное смещение якоря; относительная н. с. управляющей обмотки.

Рис. 4-25. Тяговые характеристики поляризованных реле.

В выражении для потока мы пренебрегли магнитным сопротивлением стали.

Используя эти выражения, переписываем (4-46) так:

где сила притяжения якоря к одному из полюсных наконечников при отсутствии тока в управляющей обмотке и среднем положении якоря.

Семейство тяговых характеристик, соответствующее выведенной формуле при представлено на рис. 4-25. Сила ограничена на всем интервале изменения от —1 до 1. Если ток в обмотке реле отсутствует и замыкание контактов происходит при относительном перемещении якоря то сила контактного давления выразится формулой

Намагничивающую силу срабатывания определяем, приравнивая силу при нулю (силой пружины пренебрегаем):

откуда

Уменьшение за счет уменьшения сопряжено с уменьшением контактного давления. Уменьшая м. д. с. постоянного магнита мы наряду с уменьшением получаем быстрое уменьшение

При определении контактного давления и н. с. срабатывания не учитывалось влияние пружины. Между тем в некоторых поляризованных реле, в частности в трехпозиционных (с устойчивым средним положением якоря), жесткость пружины значительна. Для отыскания силы, действующей на якорь реле при наличии пружины, нужно сложить ординаты тяговых характеристик с характеристикой пружины. Пружины имеют «положительную жесткость», т. е. характеристика ее имеет противоположный наклон по сравнению с тяговыми характеристиками. Если жесткость пружины достаточно велика, то результирующая характеристика, по крайней мере в области малых отклонений якоря, получает положительный наклон и среднее положение якоря становится устойчивым.

Рис. 4-26. Тяговая характеристика и характеристика пружины поляризованного реле.

На рис. 4-26 представлен такой случай. Формулы для контактного давления и токов срабатывания трехпозиционного реле могут быть получены из ранее выведенных добавлением силы пружины.

1
Оглавление
email@scask.ru