Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮКнига Фавара представляет собой курс лекций, посвященный основным вопросам дифференциальной геометрии. От большинства сочинений этого рода она отличается тем, что автор поставил себе задачу включить классическую локальную, дифференциальную геометрию в круг идей, сыгравших значительную роль в развитии математики за последнее полустолетие. Мы имеем в виду в первую очередь идеи, связанные с теоретико-множественной и групповой точками зрения на вопросы математики. В дифференциальную геометрию эти идеи вошли, как известно, прежде всего через теорию римановых пространств и принцип относительности, затем через теорию непрерывных групп и метод Картана. Все это и отражено в настоящей книге, представляющей собой вместе с тем и учебник, в котором систематически излагаются вопросы локальной дифференциальной геометрии. Замысел книги оригинален, и его можно приветствовать. Следует отметить интересное и ясное изложение вводной части, особенно теории групп, как абстрактных, так и непрерывных. Однако не всегда автору удается сделать убедительной необходимость введения тех или иных понятий. Так, например, некоторые понятия топологии — размерность, канторово и обычное многообразие — в сущности остаются почти без приложений.. Не вполне удались автору и некоторые главы, например глава о преобразованиях касания и глава о параметризации. Тяжеловато изложение методом Картана начал теории кривых и поверхностей как в эвклидовом, так и в аффинном случае, но зато сам метод на этом простом материале становится очень ясным и выпуклым. Оригинально написана глава об огибающих. Несмотря на указанные недостатки, книга написана очень интересно не только по замыслу, но и по выполнению. По ней можно научиться методу Картана и другим методам современной дифференциальной геометрии, она побуждает читателя к размышлениям об основах этой науки. Главы I и II введения, часть I, главы I и II первого раздела и главы I и II второго раздела части II, а также часть III перевела Ю. А. Рожанская; остальные главы перевел С. П. Фиников. С. П. Фиников ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА«Дифференциальная геометрия готова утонуть в океане выкладок», — сказал мне один из моих товарищей. «Когда открываешь книгу по математическому анализу, - сказал другой, — видишь много рисунков и не так уж много выкладок, когда же открываешь книгу по геометрии, наоборот, рисунков почти не находишь, бросаются в глаза выкладки, поселяющие ужас среди наиболее усердных учащихся и приводящие в уныние профессиональных метематиков с не слишком акцентированными научными интересами. Не находится ли дифференциальная геометрия в состоянии упадка и не обязано ли нерасположение, которое некоторые к ней проявляют, тому, что она состарилась и что ее можно приукрасить лишь с помощью средств, столь же банальных, как румяна и драгоценности кокетки?» Лично я этого не думаю; скорее я вижу в геометрии кризис роста, вызванный слишком быстрым ее развитием после успехов теории относительности. Теперь, когда усиленное производство работ приостановилось, можно выбрать время, чтобы подумать об основаниях и довести до совершенства методы, перед тем как отправиться дальше по новым путям. Не говоря о глобальной дифференциальной геометрии, которая в части, соприкасающейся с алгебраической геометрией, сейчас находится в полном расцвете, в локальной дифференциальной геометрии в ее современном состоянии также имеется немало важных проблем, требующих решения; в ней имеются и курьезные пробелы — например, обычная кинематическая геометрия с числом параметров более двух до сих пор не получила своего развития, хотя, казалось бы, уже давно надо было заполнить этот пробел. Что же касается оснований дифференциальной геометрии, то о них едва-едва начали думать; я делаю здесь свой вклад в разработку этого вопроса, но он далеко еще недостаточный (например, с моей точки зрения, основания теории огибающих все еще неудовлетворительны). Как, скажут мне, в книге, претендующей на модернизацию преподавания, вы считаете нужным еще говорить о теории касания, об огибающих, о преобразованиях касания — словом, о таких старых вопросах? Да! Я излагаю здесь эти теории и имею слабость находить их важными даже сегодня; что касается первой из них, то я считаю ее даже основной, ибо что такое локальная дифференциальная геометрия, как не учение об элементах касания? Я не откажусь от моей точки зрения, пока мне не покажут, как можно преподавать анализ, не излагая или не предполагая известной "старую теорию действительных чисел. Хотя во многих вопросах я решительно порвал с традициями, я все же старался сохранить переходный характер изложения, чтобы облегчить понимание многочисленных книг и работ, написанных в другом стиле. К сожалению, сейчас в дифференциальной геометрии нет единого, всеми принятого метода, необходимо выбирать один из многих; и я остановился на методе Эли Картана, который мне кажется наилучшим; я думаю, что этот метод позволит без большого труда объединить в более обширном трактате наиболее трудоемкие результаты дифференциальной геометрии, получаемые теперь ценою изнурительных выкладок, причем эти выкладки в большинстве случаев значительно сократятся. Мои намерения здесь более скромны — на пороге мирового кризиса, который готов охватить преподавание основ математики, я хотел бы внести свой вклад в дело сближения преподавания и научных исследований, и я полагаю, что прежде всего можно попытаться это сделать в дифференциальной геометрии, где отставание преподавания, пожалуй, менее велико, чем в анализе. Всегда опасно писать книги для преподавания, ибо критика таких книг особенно легка: обучать — значит выбирать, направлять, а это трудные искусства. Как сказано выше, я решил написать книгу переходного характера, которая, я надеюсь, может принести пользу. Кое-кто мне поставит в упрек, что я придаю слишком много значения классической геометрии; я мог бы перенести всю ее в упражнения после общей теории вложенных многообразий, которой заканчивается введение, но я решил, что это было бы преждевременно и даже чрезмерно. Другие, напротив, будут сожалеть о прекрасных страницах, которые некогда посвящались теории асимптотических линий и линий кривизны; я рассудил, что это — уже прошлое, но некоторые результаты в этом направлении включил в упражнения. Книга содержит введение, где первая глава (ее можно пропустить при первом чтении) посвящена основаниям; мне казалось, что требовательность в отношении аксиоматики, характерная для современных курсов анализа, должна в какой-то мере найти отзвук и в дифференциальной геометрии. Первая часть содержит, наряду с изложением классических вопросов прямой геометрии, существенные указания по проблемам параметризации. Во второй части, посвященной изложению эвклидовой, аффинной унимодулярной и проективной геометрий, я должен был, естественно, ограничивать себя, и, быть может, кое-кто найдет, что я отвел слишком много места метрической эвклидовой геометрии. В третьей части я излагаю теорию параллельного переноса в пространствах аффинной связности и римановых пространствах. Желая сделать книгу, для пользы учащихся, не очень объемистой, я должен был отказаться от мысли поместить в ней изложение теории гексагональной конфигурации (которая представляет интерес хотя бы для демонстрации того, что прямая геометрия не окаменела, как слишком часто думают), аффинной и проективной линейчатой геометрии, а также теории пространств Финслера и Кавагучи. Наоборот, повторения казались мне необходимыми, поэтому понятия параллельного переноса и ковариантной производной излагаются сначала при изучении линейного элемента Моя цель будет достигнута, если мне удастся зародить у читателя чувство неудовлетворенности, создать впечатление незаконченности, одновременно возбуждая интерес и любопытство. Я благодарю Декомба, ныне читающего университетский курс в Лилле, за помощь при редактировании старого литографированного издания этого курса, благодарю Деама и Хаддада, воспитанников Высшей Нормальной Школы, которые просмотрели рукопись курса, аббата Мирге и Гальвани, профессора университета в Гренобле, которые пожелали прочесть корректуры. Г. Жюлиа включил эту книгу в серию "Cahiers Scientifiques", которой он руководит, — я приношу ему здесь свою благодарность. Я признателен также издательству Готье-Вийар, которое осуществило издание и проявило обычное внимание к набору книги. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕКнига содержит введение и три части; вторая часть делится на три раздела. Ссылки даются следующим образом: введение обозначается знаком 0, части — римскими цифрами I, II и III; разделы второй части обозначаются индексами наверху: II1, II2, II3; номера глав обозначаются после этого римскими цифрами, номера параграфов — арабскими цифрами; наконец, вторая арабская цифра указывает номер соотношения в данном параграфе, к которому относится ссылка. Например, (О, III, 9.7) — ссылка на формулу (9.7), которая находится в параграфе 9 главы III введения. Когда идет речь о ссылке на ту же часть, номер этой части в ссылке не обозначается; например, (III, 9.7) означает, что надо искать формулу (9.7) в главе III той же части. Если речь идет о ссылке на ту же главу, то и номер главы опускается. Чтобы облегчить розыски, номер параграфа всегда повторяется перед номером формулы.
|
1 |
Оглавление
|