Главная > Лекции по аналитической геометрии
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
780
781
782
783
784
785
786
787
788
789
790
791
792
793
794
795
796
797
798
799
800
801
802
803
804
805
806
807
808
809
810
811
812
813
814
815
816
817
818
819
820
821
822
823
824
825
826
827
828
829
830
831
832
833
834
835
836
837
838
839
840
841
842
843
844
845
846
847
848
849
850
851
852
853
854
855
856
857
858
859
860
861
862
863
864
865
866
867
868
869
870
871
872
873
874
875
876
877
878
879
880
881
882
883
884
885
886
887
888
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 6. Прямолинейные образующие

Нас интересуют в этом параграфе лишь вещественные прямолинейные образующие только что рассмотренных поверхностей. Мы видели, что эллипсоиды, двуполостные гиперболоиды и эллиптические параболоиды их не имеют вовсе. Докажем, что через каждую точку однополостного гиперболоида и гиперболического параболоида проходят (по крайней мере) две (различные) вещественные прямолинейные образующие

1. Прямолинейные образующие однополостного гиперболоида. Рассмотрим сначала «правильный» однополостный гиперболоид, заданный уравнением

Как мы видели, он описывается гиперболой

при вращении пространства вокруг оси , в соответствии с чем его сечения плоскостями суть окружности

В частности, при получаем так называемую горловую окружность

Докажем, что через каждую точку горловой окружности проходят две прямолинейные образующие гиперболоида.

Повернув систему координат на надлежащий угол вокруг оси z, можно достигнуть того, что ось у пройдет именно через точку причем вид уравнения (1) при этом преобразовании не изменится

Итак, достаточно доказать наше утверждение для точки

Но плоскость

очевидно, пересекает гиперболоид (1) по паре прямых

Они лежат на нашем гиперболоиде (1), проходят через точку и, значит, являются искомыми образующими.

Докажем, что при вращении пространства вокруг оси z каждая из прямых (2), например прямая опишет весь гиперболоид (1).

Рис. 222.

Пусть — какая-нибудь точка прямой она лежит на окружиости, по которой гиперболоид пересекает горизонтальная, т. е. параллельная, плоскость плоскость, проходящая через точку при вращении пространства вокруг осн z точка описывает всю эту окружность, т. е., во-первых, не покидает гиперболоида, а во-вторых, попадает в любую его точку, лежащую на той же высоте (т. е. на той же горизонтальной плоскости), что и точка

Следовательно, при вращении вокруг оси z и вся прямая во-первых, в каждый момент времени всеми своими точками лежит на гиперболоиде (1), а во-вторых, в некоторый момент оказывается проходящей через любую точку М гиперболоида.

То же справедливо и для прямой прямая при вращении пространства вокруг оси z в некоторый момент также пройдет через любую точку М гиперболоида.

Все прямые, в которые при вращении пространства вокруг оси z, переходит каждая из двух прямых составляют два семейства прямолинейных образующих правильного однополостного гиперболоида (1) (рис. 222). Через каждую точку М гиперболоида проходит по одной из образующих каждого семейства.

Можно было бы чисто геометрически доказать, что любые две образующие, принадлежащие различным семействам, лежат в одной плоскости (следовательно, или пересекаются, или параллельны между собою), тогда как любые две образующие, принадлежащие одному и тому же семейству, скрещиваются.

Замечание. Аффинное преобразование пространства

переводит всякую прямую в прямую, а однополостный гиперболоид

в правильный однополостный гиперболоид

поэтому на любом однополостном гиперболоиде имеются два семейства прямолинейных образующих, каждое из которых покрывает его так, что через всякую точку гиперболоида проходит по одной образующей каждого семейства.

Мы сейчас дадим аналитическую трактовку того же вопроса. Пусть однополостный гиперболоид задан своим каноническим уравнением

Перепишем это уравнение в виде

или

Рассмотрим теперь пару вещественных чисел не равных одновременно нулю, и для каждой такой пары напишем систему уравнений

В частности, при получаем

а при

Для каждой пары чисел наши уравнения определяют пару плоскостей, как легко видеть, не параллельных (в широком смысле слова) и, следовательно, пересекающихся по прямой. Прямая эта целиком лежит на гиперболоиде (3). В самом каждая ее точка удовлетворяет обоим уравнениям (5), а следовательно, уравнению, полученному почленным перемножением уравнений (5), и, значит, уравнению (3). Случай, когда один из множителей равен нулю, исключения не представляет, так как точка , удовлетворяющая системе уравнений (6) или (7), удовлетворяет и уравнению (3).

Итак, мы получили семейство прямолинейных образующих гиперболоида (3). Семейство это назовем семейством I; оно, очевидно, зависит от одного параметра

Докажем, что через каждую точку гиперболоида (3) проходит одна - единственная прямая семейства I.

В самом деле, мы ищем прямую (5), проходящую через точку и удовлетворяющую уравнению (3), так что для определения отношения имеем уравнения (5), которые (после замены х, у, z на ) могут быть записаны в виде следующих пропорций:

причем выполнено тождество

получающееся, если подставить в (3) координаты точки . В силу тождества (40) мы можем для определения отношения воспользоваться любым из уравнений (), . Первое из них делается неопределенным, лишь если одновременно но в этом случае мы можем воспользоваться уравнением так как при во всяком случае значит, отношение определится из (52).

Итак, если задана точка то однозначно находится отношение определяющее прямую семейства I, проходящую через точку .

Отсюда следует, что никакие две прямые семейства I не пересекаются (так как если бы они пересекались в некоторой точке то эта точка била бы точкой гиперболоида (3), через которую проходят две прямые семейства I, а такой точки, по только что доказанному, не существует).

Легко проверить, что среди прямых семейства I нет двух параллельных.

Аналогично уравнениям (5) можно было бы для любой пары чисел , не равных одновременно нулю, написать систему уравнений

определяющую прямую, лежащую на гиперболоиде (3): каждая точка , удовлетворяющая двум уравнениям (5), удовлетворяет и уравнению, полученному от почленного перемножения этих уравнений, и, значит, удовлетворяет уравнению (3).

Итак, уравнения (5) также определяют семейство прямолинейных образующих однополостного гиперболоида (3), зависящее от одного параметра это семейство мы назовем семейством II.

Совершенно так же, как выше, мы убеждаемся в том, что через каждую точку гиперболоида (3) проходит одна - единственная образующая семейства II.

Наконец, совместное рассмотрение уравнений (5) и (5) (для данных ) позволяет установить, что каждая образующая семейства I пересекается с каждой образующей семейства II (или параллельна ей в узком смысле слова). Читателю предлагается (в виде задачи) провести относящиеся сюда рассуждения.

2. Прямолинейные образующие гиперболического параболоида. Начинаем с чисто геометрического рассмотрения вопроса. Пусть дан параболоид

Рассмотрим аффинное преобразование

Тогда уравнение параболоида примет вид

Рассматриваем сечения параболоида (9) плоскостями

параллельными плоскостям Подставляя (10) в (9), видим, что пересечение параболоида (9) с плоскостью (10) есть прямая

Аналогично пересечением параболоида (9) с плоскостью (11) есть прямая

Когда с пробегает все значения от до плоскость (10) (так же как и плоскость ) пройдет через все точки параболоида, который, таким образом, оказывается покрытым двумя семействами прямых I и II, определяемыми уравнениями (12) и (13) (рис. 223).

Рис. 223.

Через каждую точку М параболоида (9) проходит единственная плоскость вида (10) и единственная плоскость вида (11), а значит, и единственная прямолинейная образующая каждого из семейств I и II. При этом все образующие семейства I параллельны плоскости а все образующие семейства II параллельны плоскости .

Можно было бы получить тот же результат и для любого параболоида, заданного своим каноническим уравнением

(только вместо плоскостей были бы рассмотрены плоскости ).

Прямолинейные образующие гиперболического параболоида могут быть аналитически найдены способом разложения на множители, аналогичным тому, который мы применили в случае однонолостиого гиперболоида. Именно, перепишем каноническое уравнение

гиперболического параболоида в виде

и рассмотрим для каждой пары чисел , не равных иулю одновременно, уравнения двух плоскостей:

Эти плоскости пересекаются по прямой, целиком лежащей на параболоиде (8). Прямые (13), каждая из которых определена отношением образуют одно семейство прямолинейных образующих параболоида. Второе семейство получим, если рассмотрим (для каждой пары чисел , не ранных нулю одновременно) систему уравнений

Снова доказываем, что через каждую точку гиперболического параболоида (8) проходит по одной образующей каждого семейства, что две образующие, принадлежащие к разным семействам, пересекаются, а принадлежащие к одному и тому же семейству всегда скрещиваются.

Наконец, очевидно, что образующие семейства I, определяемого уравнениями (15), параллельны плоскости

а образующие семейства II, определяемого уравнениями (15), параллельны плоскости

1
Оглавление
email@scask.ru