Главная > Лекции по аналитической геометрии
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
780
781
782
783
784
785
786
787
788
789
790
791
792
793
794
795
796
797
798
799
800
801
802
803
804
805
806
807
808
809
810
811
812
813
814
815
816
817
818
819
820
821
822
823
824
825
826
827
828
829
830
831
832
833
834
835
836
837
838
839
840
841
842
843
844
845
846
847
848
849
850
851
852
853
854
855
856
857
858
859
860
861
862
863
864
865
866
867
868
869
870
871
872
873
874
875
876
877
878
879
880
881
882
883
884
885
886
887
888
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА XV. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ЛИНИИ И ПОВЕРХНОСТИ. КОМПЛЕКСНАЯ ПЛОСКОСТЬ И КОМПЛЕКСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

§ 1. Определение алгебраических линий и поверхностей

Алгебраическим уравнением от переменных называется уравнение вида

в котором левая часть есть многочлен от этих переменных. Степень многочлена называется степенью уравнения (1).

Множество всех точек арифметического -мерного пространства, координаты которых удовлетворяют уравнению (1), называется многообразием решений этого уравнения или нулевым многообразием многочлена .

Замечание. Если многочлен является однородным, то решение уравнения (1) часто целесообразно рассматривать не как точку, а как вектор пространства (с выбранной в нем системой координат).

В аналитической геометрии линии на плоскости и поверхности в трехмерном пространстве принято определять соответственно как многообразия решений алгебраических уравнений

Примеры нам известны: прямая линия и плоскость суть соответственно нулевые многообразия многочленов первой степени от двух и трех, переменных; известные нам кривые — эллипс, гипербола, парабола — суть многообразия решений своих канонических уравнений;

сфера с центром в начале прямоугольной системы координат есть множество решений уравнения

где есть радиус сферы. Само собою разумеется, для того чтобы эти определения линий и поверхностей имели смысл, необходимо, чтобы в плоскости (в пространстве) была выбрана определенная система координат. При этом, если, уравнение (12), соответственно (13), определяющее данную линию (или поверхность), имеет степень , то говорят, что эта линия (или поверхность) имеет порядок .

Однако с определением линии и поверхности не все обстоит так просто, как кажется на первый взгляд. Множество всех точек плоскости, удовлетворяющих уравнению , совпадает с множеством точек, удовлетворяющих уравнению , и есть ось ординат координатной системы, положенной в основу наших рассуждений. Получается, что прямая линия (в данном случае прямая определяется не только своим «естественным» уравнением первом степени, но еще и некоторыми уравнениями более высоких степеней. Однако в аналитической геометрии считают, и к этому имеются серьезные основания, что уравнение есть уравнение не просто оси ординат, а «дважды взятой оси ординат» — кривой второго порядка, являющейся парой слившихся прямых, каждая из которых есть прямая . Далее, нулевое многообразие каждого из многочленов есть пустое множество; приравнивая эти многочлены нулю, мы получим уравнения, не определяющие никаких реальных линий. Это второе затруднение устраняется пополнением нлоскостн, соответственно пространства, так называемыми мнимыми точками, что приводит к комплексной плоскости и к комплексному пространству, где уже не будет уравнений с пустым множеством решений.

Уже первое замечание — об уравнении — приводит к важному утверждению. Ясно, что два пропорциональных между собою многочлена от данного числа переменных, т. е. два многочлена, каждый из которых получается из другого умножением его на некоторый числовой множитель имеют одно и то же нулевое многообразие. Возникает обратный вопрос: можно ли утверждать, что два многочлена одной и той же степени (хотя бы только от двух или от трех переменных), имеющие одно и то же нулевое многообразие, пропорциональны между собою? Оказывается, что ответ на этот вопрос положителен, если под решениями х, у, соответственно х, у, z, понимать наборы комплексных (не непременно действительных) чисел. Однако это утверждение представляет собою совсем не очевидную и вовсе не так просто доказываемую теорему алгебры, и доказательство ее в общем виде выходит за пределы этих лекций; лишь для многочленов второй степени от двух и трех переменных теорема эта под названием «теоремы единственности» будет доказана в главе XVII (§§ 2 и 10) для линий и в главе XX (§ 5) для поверхностей второго порядка.

Только после того, как эта теорема будет доказана, и после того, как произойдет пополнение плоскости и пространства мнимыми точками, определение линии и поверхности второго порядка как множества точек, являющихся решениями уравнения второй степени от двух, соответственно от трех, переменных, станет на твердую почву. Пока же в уверенности, что разыгравшаяся маленькая драма получит счастливую развязку, мы вынуждены пользоваться следующим, так сказать, рабочим определением:

Задать алгебраическую линию на плоскости — значит задать некоторое алгебраическое уравнение (12) с двумя переменными и некоторую аффинную систему координат на плоскости; тогда те и только те точки координаты которых в данной координатной системе удовлетворяют уравнению (12), считаются лежащими на данной линии (или принадлежащими ей).

Аналогично для поверхностей: задать алгебраическую поверхность в трехмерном пространстве — значит задать алгебраическое уравнение от трех переменных (13) и систему координат в трехмерном пространстве. Те и только те точки ) пространства, координаты которых удовлетворяют уравнению (13), называются точками, лежащими на данной поверхности.

При этом мы считаем, что два уравнения тогда и только тогда определяют одну и ту же линию или поверхность, когда одно из этих уравнений получается из другого почленным умножением на некоторый числовой множитель К.

Если на плоскости дана система координат , то левая часть уравнения (12) — многочлен -определяет функцию от точки плоскости: каждой точке М, имеющей в данной системе координат координаты х, у, соответствует число Если мы перейдем к другой системе координат , то та же точка М, имевшая в системе координаты х, у, получит в системе новые координаты , связанные со старыми формулами преобразования координат:

с матрицей

и детерминантом

Для того чтобы вычислить значение того же числа F(М) через новые координаты х, у точки М, надо в многочлен вместо х и у подставить выражения (2) этих переменных через от этого многочлен тождественно преобразуется в многочлен от новых переменных :

Координаты x, у какой-либо точки M в системе тогда и только тогда удовлетворяют уравнению

когда координаты х, у той же точки в системе удовлетворяют уравнению

Таким образом, задавая какую-нибудь алгебраическую линию ее уравнением (12) в данной системе координат , мы сразу же можем написать и ее уравнение (12) в любой другой системе координат - оба уравнения (12) и (1), рассматриваемые соответственно относительно координатных систем , задают одну и ту же алгебраическую линию. При этом, если алгебраическая линия задана в данной системе координат уравнением (12) степени , то и во всякой другой системе координат она задается уравнением той же степени т. В самом деле, при подстановке (2) каждый член многочлена переходит в выражение

которое после раскрытия скобок и приведения подобных членов дает нам некоторую совокупность членов многочлена , каждый из которых имеет степень Итак, при переходе от координатной системы к координатной системе . степень многочлена не может повыситься. Но она не может и понизиться, так как тогда при обратном переходе от к степень многочлена должна была бы повыситься.

Итак, степень уравнения (12), задающего (в какой-нибудь системе координат) данную алгебраическую линию, есть число, не зависящее от выбора системы координат; это число и называется порядком алгебраической линии, задаваемой уравнением (12).

Все сказанное о кривых дословно переносится и на случай поверхностей: при переходе от координатной системы , к координатной системе , в многочлене ), являющемся левой частью уравнения ,

данной поверхности, происходит преобразование, или, как говорят, замена переменных:

При этой замене переменных многочлен тождественно преобразуется в многочлен , причем степень многочлена равна степени многочлена . Поверхность, определявшаяся в системе координат уравнением (13), определяется в системе координат уравнением . Степень уравнения, определяющего данную алгебраическую поверхность, не зависит от выбора системы координат; она называется порядком данной алгебраической поверхности.

1
Оглавление
email@scask.ru