Главная > Курс математического анализа
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 5.16. Схема построения графика функции

Если нужно в общих чертах представить себе график функции могут помочь следующие указания.

1. Найти область значений где функция определена.

2. Найти точки где или производная не существует, в частности равна Вычислить значения в этих точках: если они существуют, и определить, не являются ли они точками максимума, минимума. Если не определена в какой-либо из точек то важно знать пределы важно также определить пределы

если они имеют смысл.

Рис. 5.11

3. Область разделяется точками на интервалы на каждом из которых Среди них могут быть бесконечные интервалы (вида или ). Будем считать, что производная непрерывна на каждом таком интервале Тогда на сохраняет знак. Важно выяснить этот знак, тогда станет известно, будет ли возрастать или убывать на

4. Важно отметить на каждом интервале точки

где и определить соответствующие значения функции

В этих точках могут быть точки перегиба кривой Эти точки в свою очередь делят на интервалы, на которых вторая производная, если она существует, сохраняет знак.

Выяснение знака дает возможность узнать направление выпуклости кривой (вверх или вниз).

5. Если возможно, надо решить уравнение и выяснить интервалы, на которых сохраняет знак или

6. Выяснить вопрос о существовании асимптот, т. е. найти пределы

если они существуют.

На основе этих сведений желательно составить таблицу примерно следующего вида:

(см. скан)

На основании данных этой таблицы график функции имеет вид, как на рис. 5.12.

Рис. 5.12

Конечно, этот график передает нам точные значения только в трех точках остальные значения взяты на глаз, но он дает представление об общем поведении функции. Если бы мы захотели протабулировать ее более детально, например вычислить ее на некотором интервале для значений отстоящих друг от друга на 0,001, то пришлось бы воспользоваться теми или иными вычислительными устройствами (калькулятором и др.), но и в этом случае для ориентации предварительно полезно узнать схематический график функции, подобный рис. 5.12.

Пример. Построить кривую, заданную параметрически:

Решение. Построим сначала график функции Эта функция задана на всей оси, неограниченная, непрерывная и дифференцируемая на при при при Далее, Уравнение имеет единственный корень При этом, очевидно, при при Таким образом, функция возрастает при и убывает при . В точке функция имеет локальный минимум, На самом деле, это, очевидно, минимум на

Исследуем функцию на выпуклость: при при Значит, на график выпуклый вверх, а на выпуклый вниз, точка перегиба. Далее,

т. е. горизонтальная асимптота.

На основании этого график функции имеет вид, как на рис. 5.13. Область значений функции есть

Рис. 5.13

Рис. 5.14

Аналогично можно построить график функции (рис. 5.14). Область значений этой функции есть На функция строго возрастает от в точке достигает максимума (локального и на На интервале она строго убывает к нулю при и имеет, таким образом, асимптоту при Отмечена еще точка в которой кривая имеет перегиб. На кривая обращена выпуклостью вверх и на вниз.

Теперь мы переходим к более трудной задаче — начертить схематический график кривой (1). Обозначим ее через Функции, определяющие непрерывно дифференцируемы сколько угодно раз. Мы используем только тот факт, что эти функции дважды непрерывно дифференцируемы. Отметим, что гладкая кривая, потому что производные (по от функций одновременно не равны нулю.

Обозначим через ветви на которых соответственно Таким образом (см. рис. 5.13 и 5.14), соответствует изменению соответствует изменению

Рис. 5.15

На функция строго убывает от до и ее можно обратить, а функция строго возрастает от до Отсюда следует, что ветвь описывается явной функцией

Она изображена на ниже точки А. Когда возрастает от до , абсцисса х точки убывает от до , а ордината у возрастает от до . Так как то касательная в точке А параллельна оси у. К тому же расположена правее касательной — ведь на рис. 5.13 видно, что все точки имеют абсциссу

В любой точке кривой отличной от А, т. е. при производная не равна нулю и

Отсюда

Нас сейчас интересует значение которому соответствует точка

Из (3) видно, что если (т. е. на части ниже точки В), то обращена выпуклостью вверх. Если же

(т.е. на дуге то обращена выпуклостью вниз. Таким образом, В есть точка перегиба

Переходим теперь к Как видно из рис. 5.13 и 5.14, на интервале функции строго возрастают, но тогда и функция от

строго возрастает. К тому же ее график на этом интервале обращен выпуклостью вверх (см. (3)). Это изображено дугой Что же касается точки С, то в ней и так как в ней к тому же график обращен выпуклостью вверх, то С есть точка локального максимума функции При (т. е. возрастает, убывает к нулю. Это показывает, что при функция стремится к нулю, убывая. При этом есть точка перегиба графика Слева от этой точки график обращен выпуклостью вверх, а справа — вниз (см. (3)).

1
Оглавление
email@scask.ru