Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
12.11. Использование орбит ожидания при межпланетных полетахСущественную экономию топлива можно досгичь путем использования орбит ожидания у планет назначения в качестве своеобразных «складов». Хорошо известная аналогия описанной процедуры — это создание промежуточных баз при походе на Южный полюс или при подъеме на Эверест, на которых сохраняются запасы продовольствия и топлива для обратного путешествия или спуска; очевидно, что в конечном счете этот прием обеспечит сбережение энергии. В литературе по астронавтике существует много работ по указанному использованию орбит ожидания при полетах к Луне или планетам; в проекте «Аполлон» эта методика широко использовалась на стадии спуска на поверхность Луны. Ниже мы рассмотрим описанный метод на простом примере полета с поверхности планеты
Рис. 12.8. Поскольку обратный полет является зеркальным изображением прямого, хотя и смещенным по долготе, можно считать, что по абсолютной величине
однако направления их противоположны. Если как посадка, так и взлет осуществляются только путем использования двигателей корабля, можно также положить
В данном разделе мы уделяем внимание сравнению использования и неиспользования орбиты ожидания в целях экономии топлива; наличием ступеней у космического корабля можно пренебречь и считать, что используется одноступенчатый корабль. Тогда, если
где величина
предполагается выраженной в единицах скорости истечения газов в двигателе ракеты, причем последняя считается постоянной величиной. Положим
тогда
Теперь рассмотрим процедуру 2. Пусть снова Таблица 12.5
Таблица 12.6.
Снова предположим, что
причем каждое приращение скорости имеет ту же величину, что и в процедуре 1. Кроме того, если корабль всегда полностью освобождается от топлива, когда к нему присоединяется очередной бак с топливом, то мы можем выбрать массу аналогичная ступень при процедуре 1, то она вполне может иметь массу, меньшую т. Поэтому можно записать
Далее, в соответствии с (11.2)
Если все массы выражены в единицах массы
причем
Таким образом,
Приведем несколько численных примеров. Для современных видов химического топлива скорость истечения Из табл. 12.4 имеем
Чтобы получить
где
Уравнения (12.5) и (12.6) определяют связь между
и
Поскольку
мы получаем
Если теперь принять, что скорость освобождения на расстоянии
поскольку
Отсюда
Для Марса внешняя сфера действия имеет радиус
Для выхода на круговую орбиту вокруг Марса выражение
дает
Значения, полученные для отношения масс Для второго примера предположим, что скорость истечения удвоена и доведена до 5 км/с. Тогда
и
Отметим, насколько чувствительной оказывается начальная масса корабля к возрастанию скорости истечения, а также насколько преимущество сохранения топлива на орбитах ожидания убывает с увеличением скорости истечения, хотя возможность сбережения топлива остается весьма полезной особенностью. Даже в том случае, когда рассматриваются многоступенчатые корабли, а не одноступенчатый, описанный в приведенном выше примере, сохраняется заметное преимущество при использовании метода встречи на орбите, поскольку сбережение топлива должно сказываться тогда, когда массе, остающейся на промежуточной станции, не требуется придавать ускорение при последующих включениях двигателей. Тем не менее методу встреч присущи определенные трудности; например, может оказаться невозможным хранение топлива в баках в космическом пространстве в течение достаточно длительного времени или обеспечение его перелива из баков-хранилищ без дополнительного массивного оборудования. Возможное решение проблемы состоит в том, что топливо для конечного этапа Здесь же возникают проблемы навигации, поскольку корабли должны обнаруживать друг друга и согласовывать взаимные скорости для маневров встречи. Такие проблемы, однако, в основном уже были разрешены при полетах человека на Луну и при полетах с последующей стыковкой — в частности, в полете «Союз — Аполлон». Некоторые специалисты высказывали мнение, что на подобные исследования было затрачено слишком много усилий и времени, особенно потому, что межпланетные полеты с возвращением, основанные на химическом топливе, почти наверняка не будут осуществлены на практике; однако, по мнению автора, такие исследования неоценимы при рассмотрении основных принципов и развитии большого числа полезных методов, которые впоследствии находят применение на практике.
|
1 |
Оглавление
|