Главная > Движение по орбитам
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

12.12. Влияние ошибок на межпланетные орбиты

Результаты разд. 11.3.6 и 11.4.4 могут быть применены к межпланетным орбитам для получения представления о чувствительности таких орбит к малым ошибкам положения и скорости корабля в заданный момент.

Напомним, что ошибка в импульсе, который выводит корабль на гиперболическую орбиту, имеет далеко идущие последствия. Ошибка в импульсе будет вызывать ошибки в положении и скорости корабля, когда он покидает внешнюю сферу действия планеты. Эти ошибки порождают небольшие отличия гелиоцентрической орбиты от предвычисленной, что ведет к изменению точки подхода (и момента подхода) к сфере действия планеты назначения. Наконец, новая планетоцентрическая орбита захвата требует нового дополнительного расхода топлива для преобразования последней орбиты в замкнутую планетоцентрическую орбиту.

В разд. 11.4.4 был указан прием, при помощи которого можно вывести аналитические выражения, описывающие подобные цепочки ошибок; утверждалось, что применение таких функций показывает, насколько сильно чувствительны межпланетные орбиты к первоначальным ошибкам в импульсе. Эта чувствительность меняется с величиной гиперболического избытка скорости V, а также с его направлением относительно направления орбитальной скорости планеты; в свою очередь из разд. 12.10 (см. рис. 12.7) и из уравнений (12.5) и (12.6) следовало, что чувствительность V к изменению прнращению скорости в дополнение к скорости освобождения с околопланетной орбиты ожидания, сама является функцией изменяющейся особенно существенно при малых значениях

Численный пример показывает, насколько чувствительны подобные орбиты. При котангенциальном перелете Земля—Марс

двигатели ракеты дают ей ошибку скорости см с в приращении скорости сверх значения скорости освобождения с которой ракета покидает околоземную орбиту ожидания. Какова будет результирующая ошибка в расстоянии афелия гелиоцентрической орбиты ракеты?

Согласно (12.6),

    (12.24)

Изменение дает новый гиперболический избыток скорости определяемый разложением выражения (12.24) после подстановки в него ) вместо

    (12.25)

После этого из табл. 12.4 мы имеем отсюда значение дают . Далее, используя (12.7) и подставляя значение 29,8 км/с для орбитальной скорости Земли получаем значение скорости корабля в перигелии на его гелиоцентрической орбите перехода вместо

Из (11.23), согласно которому

или из табл. 12.3 эксцентриситет орбиты перелета равен 0,21. Ошибка расстояния афелия орбиты находится из (11.62):

при подстановке значений:

В результате находим, что эта ошибка равна 40 200 км, что в 6 раз превышает диаметр Марса. Аналогичный расчет для Юпитера дает ошибку в расстоянии афелия орбиты перелета для ошибки в 30 см/с значение 118 000 км — немногим меньше диаметра Юпитера.

На самом деле, как упоминалось в разд. 11.4.4, эффективное сечение столкновения с планетой зависит от ее поля тяготения; таким образом, хотя приведенные выше примеры указывают на

высокую чувствительность орбиты перелета к значению ошибки при отсечке скорости, существует определенный «допуск» (особенно в случае Юпитера или Сатурна) на размеры их эффективных сфер действия, что связано с достаточно сильным фокусированием траектории вблизи планеты. Но даже в этом случае любая космическая ракета должна располагать определенным запасом топлива для коррекций в полете; это также требует наличия навигационного оборудования — либо на Земле, либо на корабле.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru