Главная > Дифференциальная геометрия: первое знакомство
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА 5. ГЛАДКИЕ МНОГООБРАЗИЯ

В курсе математического анализа вводятся и систематически изучаются такие важнейшие операции над функциями одной и нескольких переменных, как дифференцирование и интегрирование. Их свойства хорошо известны. В приложениях часто приходится рассматривать функции, заданные на множествах более сложной природы, чем прямая, плоскость или -мерное координатное пространство . В этих случаях знакомый аппарат дифференциального и интегрального исчисления напрямую уже, как правило, не работает. Однако идеи, лежащие в его основании, допускают обобщение и развитие, столь необходимые в подобных ситуациях. Возникает то, что иногда принято называть анализом на многообразиях. При этом, конечно, отталкиваются от известных фактов математического анализа.

Чтобы как-то пояснить возникающие проблемы, обратимся к простому примеру.

Пусть на сфере задана некоторая функция. Специально подчеркнем, что функция задается в точках сферы и ни в одной точке, на этой сфере на лежащей, она не определена. Уже здесь, на этом примере, можно увидеть и трудности, которые возникают при попытках непосредственного перенесения основных операций математического анализа, и пути их преодоления.

Если функция задается на плоскости, то для изучения ее свойств естественно ввести на всей плоскости прямоугольную декартову систему координат и далее работать с этой функцией как с функцией двух переменных известными методами. На сфере подобной единой координатной системы просто нет. Правда, можно ввести координатную систему локально, в окрестности каждой точки. Однако введение локальных координат — операция неоднозначная, даже в одной окрестности их можно вводить многими способами. Соответственно каждый раз будут возникать новые функции, и в какой мере свойства этих функций будут связаны между собой, далеко не ясно.

Нельзя не сказать и о другом подходе. В ряде случаев удается продолжить заданную функцию на большее множество. Естественно, это продолжение зависит и от исходного множества и от заданной функции.

Например, для сферы

таковым множеством может служить содержащий ее шаровой слой

где и достаточно мало.

На этом большем множестве у новой функции можно найти необходимые производные, а затем рассматривать их значения только в точках сферы.

Но при таком подходе возникает естественный вопрос: насколько полученные результаты будут зависеть от способа продолжения функции на большее множество?

Еще один вопрос: можно ли заданную функцию проинтегрировать по сфере, и если можно, то как это сделать? Разумеется, ответ на него нужно искать на путях сведения этой задачи к обычному кратному интегрированию. Но и здесь нужно разобраться с локальными координатами.

Пытаясь найти удовлетворительные ответы на поставленные вопросы, мы поступим следующим образом. Сначала введем и изучим класс тех множеств (более сложных, чем координатное пространство на которых будут проводиться основные рассмотрения (гладкие многообразия). Затем перейдем к описанию класса функций на этих множествах, для которых будет строиться новый аппарат (гладкие функции и гладкие отображения). Далее попробуем ввести операции дифференцирования и интегрирования. Естественно, следует стремиться к тому, чтобы в рассматриваемый класс множеств вошло и пространство а развиваемые понятия и операции приводили в этом случае к известным результатам, пусть даже и в несколько непривычной форме.

Конечно, абсолютно все сохранить не удается: у пространства как и у любого другого множества, есть свои, только ему присущие свойства. Поступаясь деталями, мы будем стараться сохранить главное. Следует, однако, иметь в виду, что одно и то же хорошо известное понятие может допускать различные обобщения (разумеется, связанные между собой). Все зависит от того, от каких сторон рассматриваемого явления мы будем отталкиваться и в каком направлении вести эти обобщения.

1
Оглавление
email@scask.ru