Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

— составление алгоритмов и программ для реализации на электронных вычислительных машинах процессов, относимых в психологий мышления к продуктивным (творческим). В более узком смысле — под А. т. п. понимают моделирование на ЦВМ процессов, имитирующих сочинение лит., музыкальных, художественных и др. произведений, относимых к сфере искусства. В широком смысле к А. т. п. относят моделирование целесообразного поведения, решение задач распознавания образов, решение задач по принятию решений и т. п.

Основой А. т. п. является программирование эвристическое, состоящее в построении алгоритмов и программ на основе анализа деятельности человека при решении аналогичных задач. Этот анализ носит внеш. характер и не затрагивает сути процессов, происходящих в мозгу человека при решении задач. Основой творческого мышления человека является наличие в мозгу модели проблемной ситуации, над которой он может производить необходимые операции (обобщение, абстрагирование, индуктивные построения, рассуждения по аналогии и т. д.). В современных ЭВМ пока нет средств отображения информации, которые обеспечивали бы построение в памяти машины модели проблемной ситуации или модели внеш. мира. Поэтому сама машина может выступать при имитации творческих актов лишь как исполнитель того алгоритма, который закладывает в нее программист. Однако помощь машины может оказаться полезной при организации перебора, позволяющего находить различные варианты решения творческой задачи. Напр., заложив в машину правила гармонии Палестрины, можно с их помощью получать различные музыкальные произведения, геверируя последовательность нот С помощью датчика случайных чисел и отбирая из этой случайной последовательности лишь те сочетания, которые удовлетворяют правилам построения муз. фразы. Аналогично, заложив в память машины определенные ритмические правила и правила рифмовки, можно получать на машине различные стихотворные произведения, генерируя слова с помощью того же датчика случайных чисел (конечно, при этом нет никакой надежды получить семантически значимое стихотворение). Для того, чтобы А. т. п. была эффективной, необходимо тщательно изучить алгоритмизируемый процесс и выявить все осн. приемы, использование которых может привести к цели. Если удается выявить всю совокупность этих приемов, то процесс полностью формализуется и перестает быть продуктивным. Примером такого превращения творческого процесса в репродуктивный, машинный процесс, может служить программа Ван Хао для доказательства теорем исчисления высказываний. Полная формализация привела к тому, что ЦВМ в процессе своей работы может доказать все предложения, мыслимые в исчислении высказываний с выбранной системой аксиом и правил вывода. Другим примером подобного типа может служить программа Стретчи для игры в шашки. В соответствии с ней машина может играть в шашки без ошибок, т. к. все варианты развития партий в ней уже заложены. Однако путь полной формализации задачи, к сожалению, не всегда возможен и зачастую вреден. При большом разнообразии ситуаций, складывающихся в процессе решения творческой задачи, при большом числе возможностей продолжения процесса поиска результата и при нечетких критериях оценки качества полученного решения формализация может стать бесполезной, и тогда более эффективным является наличие некоторой неопределенности и недетерминированности при решении задачи. При А. т. п. возможно появление участков, которые пока не поддаются алгоритмизации. Поэтому современные программы, имитирующие творческий процесс, как правило, реализуются в диалога режиме в человеко-машинных системах переработки информации. См. также Взаимодействие человека с вычислительной машиной.

Лит.: Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1957; Гутчин И. Б. Кибернетические модели творчества. М., 1969 [библиогр. с. 61—62]; Зарипов P. X. Кибернетика и музыка. М., 1971 [библиогр. с. 226—231]; Ледл и Р. С. Программирование и использование цифровых вычислительных машин. Пер. с англ. М., 1966 [библиогр. с. 628—630]. Д. А. Поспелов.

1
Оглавление
email@scask.ru