В принципе каждой теории классической математики соответствует аналогичная теория конструктивной математики; в этом смысле говорят о конструктивном дифф. исчислении, конструктивной теории множеств и т. п. Соотношение между системами понятий классической теории и соответствующей конструктивной теории в некоторых случаях является довольно сложным. Иногда одному понятию классической теории соответствуют два понятия конструктивной теории и наоборот. В ряде случаев понятие классической математики вообще не находит себе конструктивных эквивалентов, и наоборот, некоторые понятия, определяемые в конструктивной математике, не имеют эквивалентов в классической. Такой же характер носит соответствие между теоремами классической и конструктивной теорий. Иногда для доказательства конструктивного аналога классической теоремы требуется привлечение совершенно новых идей, Работы, посвященные конструктивизации классической математики, принадлежащие большей частью к тому варианту конструктивной математики, который сформировался в 1950-х гг. в работах сов. математика А. А. Маркова (р. 1903) и его учеников, относятся к теории функций вещественной переменной и функциональному анализу (см. Конструктивный анализ). Кроме того, уже имеются работы, посвященные конструктивизации теории ф-ций комплексного переменного, теории обобщенных ф-ций, теории вероятностей, теоретикомножественной и комбинаторной топологии и некоторых др. теорий. Различные теории преобразуются при этом в разной степени; элементарная теория чисел и комбинаторика переносятся в конструктивную математику практически без изменений, а из теории множеств сохраняется лишь сравнительно небольшая часть (включающая, впрочем, все то, что имеет серьезные приложения к анализу). В целом исследования, принадлежащие к К. н. в м., позволяют в настоящее время сделать вывод, что математические теории, важные для приложений математики, в основном могут быть построены в рамках конструктивной математики.
Главное преимущество конструктивного способа построения математики перед классическим состоит в том, что конструктивная математика дает возможность весьма просто выяснить вопрос о том, по каким исходным данным может быть построено решение той или иной матем. задачи: здесь по формулировке теоремы о существовании матем. объекта сразу можно сказать, по каким исходным данным этот объект может быть построен, а проводимое иногда в классической математике различие эффективных и неэффективных доказательств не всегда приводит к полному решению этого вопроса. Как правило, конструктивная теория выглядит более громоздкой и сложной, чем соответствующая классическая теория. Эта громоздкость составляет осн. недостаток конструктивного подхода к построению математики по сравнению с классическим. Однако в последнее время были достигнуты определенные успехи в разработке методики изложения конструктивных теорий, дающие основание отнести отмеченную громоздкость в основном за счет того, что в конструктивной математике еще не выработана удобная форма изложения.
Исследования по конструктивной математике во многом стимулировали развитие логики математической и алгоритмов теории. Установленная в результате этих исследований возможность построения осн. разделов математики существенно разными способами имеет большое принципиальное значение. Дальнейшие исследования в этой области направляются, гл. о., желанием выяснить, не сможет ли конструктивная математика, ввиду наличия у нее существенных преимуществ перед классической, заменить ее. Процессы такого рода имели место в истории математики (например, смена атомистической геометрии Демокрита геометрией Эвклида). Несмотря на успехи, достигнутые К. н. в м., число его сторонников в настоящее время невелико.
Лит.: Марков А. А. О конструктивной математике. Шанин Н. А. Конструктивные вещественные числа и конструктивные функциональные пространства. «Труды Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР», 1962, т. 67; Bishop Е. Foundations of constructive analysis. New York, 1967; Гудстейн P. Л. Рекурсивный математический анализ. Пер» с англ. М., 1970.
В. А. Лифшиц.