Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

— организация, основным назначением которой является сбор, хранение и автоматическая переработка различных видов информации с помощью ЭВМ, или научно-исследовательское учреждение, занимающееся разработками и исследованиями общего и специализированного матем. обеспечения, разработкой и выбором методов решения различных классов задач, разработкой методик по организации вычисл. работ, консультациями и учебно-методической работой, а также осуществляющее руководство внедрением достижений Кибернетики в практику и др. Постоянное увеличение объемов перерабатываемой информации требует постоянного повышения производительности вычисл. средств. Наиболее эффективный и эконом. способ использования вычислительной техники связан с организацией В. ц., где сосредотачивается квалифицированный обслуживающий персонал, а коэфф. полезного времени использования машин может быть очень высок.

Современные В. ц. оснащаются ЭВМ и вычислительными системами (ВС) коллективного пользования (см. Комплексирование машин). Центр, звеном ВС являются операционные системы. ВС характеризуются высокой степенью модульности, оснащены широким спектром внеш. устр-в, располагают возможностью для наращивания своей мощности (можно наращивать не только к-во процессоров, но и разнотипные каналы связи, периферийное оборудование, память, программное обеспечение и др.). В зависимости от потребностей В. ц. выбирает конкретную конфигурацию ВС, наиболее подходящую для решения заданного круга задач. Кроме того, каждый В. ц., как и отдельный абонент, в случае необходимости может посредством развитых линий связи подключаться через систему ввода — вывода к другим В. ц. и в любое время получать необходимые информационные и вычисл. мощности. В некоторых странах, в т. ч. в СССР, разрабатываются проекты организации сети В. ц., в которой будет осуществляться связь между осн. центрами обработки информации и ЭВМ на различных уровнях (см. Вычислительных центров сети). Разнотипные процессоры, используемые в В. ц., специализированы по типам обрабатываемой информации, поэтому каждый абонент подключается к соответствующему процессору. Часть задач потребителей решается с помощью периферийных процессоров, которые по отношению к ВС, размещенным в крупных В. ц., рассматриваются как оконечное оборудование (терминалы) и могут находиться в индивидуальном пользовании потребителя. Терминалы, территориально удаленные на многие километры от ВС, с которыми они сопряжены линиями связи, в тех случаях, когда их мощности для решения задач не достает, могут подключаться к ВС и служить для передачи и приема информации. Вычисл. средства В. ц. широко используют мультипрограммную и мультипроцессорную работу. ВС работают в различных режимах: а) с применением режима разделения времени; б) в реальном масштабе времени; в) пакетная обработка данных; г) обработка

данных сеансами (территориально удаленному потребителю ВС предоставляется с помощью линий связи через определенное время на указанный промежуток времени).

Разделение ресурсов ВС между отдельными задачами производится автоматически с помощью специализированных программных средств. Очередность обработки данных определяется операционными системами на основании использования системы динамически изменяющихся приоритетов задач и системы прерываний. Управление работой ВС производится таким образом, что происходит одновременная обработка нескольких независимых друг от друга программ. Потребитель должен указать лишь необходимые сроки решения своей задачи и желаемую форму, в которой он хочет получить результат. Все остальные операции по решению задачи выполняет В. ц., предоставляя в случае необходимости возможность организовать диалог человека с машиной в реальном времени, а также выступать в качестве центра сети связи для обмена информацией между собой территориально удаленных абонентов. Практически ВС из центров обработки информации дают незамедлительные ответы на вопросы пользователей независимо от сложности требуемых вычислений.

ВС коллективного пользования применяются в В. ц. не только для централизованного информационного обслуживания потребителей, но и осуществляют управление многими реальными объектами. Они служат тем фундаментом, на котором функционируют автоматизированные системы управления, управление технологическими процессами и экспериментом на расстоянии, работают информационно-справочные системы и др. Т. о. человек, независимо от территориальной удаленности от В. ц., имеет возможность незамедлительно и непосредственно пользоваться вычисл. средствами, наилучшим образом сочетая свои творческие способности с вычисл. и информационными возможностями ВС. Эффективность работы В. ц. в значительной степени зависит от вида услуг, которые предоставляются пользователям ЭВМ.

Современные В. ц. оборудованы большим к-вом всевозможных периферийных устройств ВС, предоставляя тем самым потребителю возможность получить результаты решения задач и задать ВС информацию о задачах в различных формах (см. илл. между с. 400-401). Для этого используются, напр., световые карандаши и телеэкраны, устр-ва для пространственного изображения объектов, автоматизированные библиотеки программ и массивов дранных на различных носителях информации, всевозможные устройства ввода — вывода данных ЦВМ, а также размножения буквенно-цифровой и графической информации, средства для связи человека с машиной посредством голоса, голографических и цветных построений и др. В В. ц. абонент может, напр., передать заказ по телефону, который будет автоматически записан, а затем выполнен при соблюдении определенных условий; открыть личную библиотеку данных, получить всевозможные информационные сведения о возможностях В. ц. и др. Для повышения эффективности работы обслуживающего персонала В. ц., а также учета времени и качества работы отдельных его служб и устр-в, разрабатываются всевозможные стандарты и критерии оценки эффективности, которые широко используются в автоматизированных системах управления В. ц. В организационном плане структура В. ц. зависит от его вычисл. и информационных мощностей, а также задач, стоящих перед ним. В качестве языковых средств для связи человека с ВС, ведения диалога с ней и др. используются различные уровни алгоритмических языков, приближающихся к обычным языковым средствам, применяемым специалистами различных отраслей.

Благодаря развитию принципа модульности наращивания мощности ВС (памяти, каналов связи, процессоров, матем. обеспечения и др.) в зависимости от потребностей В. ц. могут выполнять различный объем работ, одновременно обслуживая сотни и тысячи терминалов. Финансовые и др. расчеты с потребителями В. ц. ведут автоматически. Имеется возможность все необходимые данные о задачах, потребителях, состоянии расчетов потребителей между собой и др. информацию хранить в памяти ВС в динамике и обрабатывать ее автомат, способом. В ряде случаев ВС самостоятельно, без вмешательства человека выдают нужную информацию для управления работой В. ц. и принимают меры для повышения эффективности функционирования его служб. Надежность работы ВС гарантируется использованием мн-ва программных и аппаратурных средств, предназначенных для целей автомат, контроля правильности функционирования отдельных ее блоков и элементов и замены вышедших из строя объектов новыми.

Лит. см. к ст. Вычислительных работ методы организации. И. В. Сергиенко.

1
Оглавление
email@scask.ru