Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

— организация, основным назначением которой является сбор, хранение и автоматическая переработка различных видов информации с помощью ЭВМ, или научно-исследовательское учреждение, занимающееся разработками и исследованиями общего и специализированного матем. обеспечения, разработкой и выбором методов решения различных классов задач, разработкой методик по организации вычисл. работ, консультациями и учебно-методической работой, а также осуществляющее руководство внедрением достижений Кибернетики в практику и др. Постоянное увеличение объемов перерабатываемой информации требует постоянного повышения производительности вычисл. средств. Наиболее эффективный и эконом. способ использования вычислительной техники связан с организацией В. ц., где сосредотачивается квалифицированный обслуживающий персонал, а коэфф. полезного времени использования машин может быть очень высок.

Современные В. ц. оснащаются ЭВМ и вычислительными системами (ВС) коллективного пользования (см. Комплексирование машин). Центр, звеном ВС являются операционные системы. ВС характеризуются высокой степенью модульности, оснащены широким спектром внеш. устр-в, располагают возможностью для наращивания своей мощности (можно наращивать не только к-во процессоров, но и разнотипные каналы связи, периферийное оборудование, память, программное обеспечение и др.). В зависимости от потребностей В. ц. выбирает конкретную конфигурацию ВС, наиболее подходящую для решения заданного круга задач. Кроме того, каждый В. ц., как и отдельный абонент, в случае необходимости может посредством развитых линий связи подключаться через систему ввода — вывода к другим В. ц. и в любое время получать необходимые информационные и вычисл. мощности. В некоторых странах, в т. ч. в СССР, разрабатываются проекты организации сети В. ц., в которой будет осуществляться связь между осн. центрами обработки информации и ЭВМ на различных уровнях (см. Вычислительных центров сети). Разнотипные процессоры, используемые в В. ц., специализированы по типам обрабатываемой информации, поэтому каждый абонент подключается к соответствующему процессору. Часть задач потребителей решается с помощью периферийных процессоров, которые по отношению к ВС, размещенным в крупных В. ц., рассматриваются как оконечное оборудование (терминалы) и могут находиться в индивидуальном пользовании потребителя. Терминалы, территориально удаленные на многие километры от ВС, с которыми они сопряжены линиями связи, в тех случаях, когда их мощности для решения задач не достает, могут подключаться к ВС и служить для передачи и приема информации. Вычисл. средства В. ц. широко используют мультипрограммную и мультипроцессорную работу. ВС работают в различных режимах: а) с применением режима разделения времени; б) в реальном масштабе времени; в) пакетная обработка данных; г) обработка

данных сеансами (территориально удаленному потребителю ВС предоставляется с помощью линий связи через определенное время на указанный промежуток времени).

Разделение ресурсов ВС между отдельными задачами производится автоматически с помощью специализированных программных средств. Очередность обработки данных определяется операционными системами на основании использования системы динамически изменяющихся приоритетов задач и системы прерываний. Управление работой ВС производится таким образом, что происходит одновременная обработка нескольких независимых друг от друга программ. Потребитель должен указать лишь необходимые сроки решения своей задачи и желаемую форму, в которой он хочет получить результат. Все остальные операции по решению задачи выполняет В. ц., предоставляя в случае необходимости возможность организовать диалог человека с машиной в реальном времени, а также выступать в качестве центра сети связи для обмена информацией между собой территориально удаленных абонентов. Практически ВС из центров обработки информации дают незамедлительные ответы на вопросы пользователей независимо от сложности требуемых вычислений.

ВС коллективного пользования применяются в В. ц. не только для централизованного информационного обслуживания потребителей, но и осуществляют управление многими реальными объектами. Они служат тем фундаментом, на котором функционируют автоматизированные системы управления, управление технологическими процессами и экспериментом на расстоянии, работают информационно-справочные системы и др. Т. о. человек, независимо от территориальной удаленности от В. ц., имеет возможность незамедлительно и непосредственно пользоваться вычисл. средствами, наилучшим образом сочетая свои творческие способности с вычисл. и информационными возможностями ВС. Эффективность работы В. ц. в значительной степени зависит от вида услуг, которые предоставляются пользователям ЭВМ.

Современные В. ц. оборудованы большим к-вом всевозможных периферийных устройств ВС, предоставляя тем самым потребителю возможность получить результаты решения задач и задать ВС информацию о задачах в различных формах (см. илл. между с. 400-401). Для этого используются, напр., световые карандаши и телеэкраны, устр-ва для пространственного изображения объектов, автоматизированные библиотеки программ и массивов дранных на различных носителях информации, всевозможные устройства ввода — вывода данных ЦВМ, а также размножения буквенно-цифровой и графической информации, средства для связи человека с машиной посредством голоса, голографических и цветных построений и др. В В. ц. абонент может, напр., передать заказ по телефону, который будет автоматически записан, а затем выполнен при соблюдении определенных условий; открыть личную библиотеку данных, получить всевозможные информационные сведения о возможностях В. ц. и др. Для повышения эффективности работы обслуживающего персонала В. ц., а также учета времени и качества работы отдельных его служб и устр-в, разрабатываются всевозможные стандарты и критерии оценки эффективности, которые широко используются в автоматизированных системах управления В. ц. В организационном плане структура В. ц. зависит от его вычисл. и информационных мощностей, а также задач, стоящих перед ним. В качестве языковых средств для связи человека с ВС, ведения диалога с ней и др. используются различные уровни алгоритмических языков, приближающихся к обычным языковым средствам, применяемым специалистами различных отраслей.

Благодаря развитию принципа модульности наращивания мощности ВС (памяти, каналов связи, процессоров, матем. обеспечения и др.) в зависимости от потребностей В. ц. могут выполнять различный объем работ, одновременно обслуживая сотни и тысячи терминалов. Финансовые и др. расчеты с потребителями В. ц. ведут автоматически. Имеется возможность все необходимые данные о задачах, потребителях, состоянии расчетов потребителей между собой и др. информацию хранить в памяти ВС в динамике и обрабатывать ее автомат, способом. В ряде случаев ВС самостоятельно, без вмешательства человека выдают нужную информацию для управления работой В. ц. и принимают меры для повышения эффективности функционирования его служб. Надежность работы ВС гарантируется использованием мн-ва программных и аппаратурных средств, предназначенных для целей автомат, контроля правильности функционирования отдельных ее блоков и элементов и замены вышедших из строя объектов новыми.

Лит. см. к ст. Вычислительных работ методы организации. И. В. Сергиенко.

1
Оглавление
email@scask.ru