ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ
— применение комплексной системы (класс систем «человек — машина») для автоматизации процесса управления с учетом оптимальных режимов работы управляемого объекта. С помощью Д. у. а. осуществляется сбор и обработка информации о ходе управляемого процесса, оперативное планирование работы объекта в оптим. режиме, контроль за выполнением оперативных планов путем выдачи диспетчеру сигналов (на световых табло, печатных бланках и т. п.), получение текущей информации о ходе процесса и выполнение оперативных приказов, получение данных о состоянии объектов и т. д. В систему Д. у. а. входят: оператор (диспетчер), управляющая вычислительная машина (УВМ), средства связи оператора с УВМ и управляемыми объектами (включая телесвязь), системы датчиков и исполнительных устр-в, которые осуществляют контроль и исполнение приказов непосредственно на объекте. Иногда систему, включающую в себя УВМ и средства связи с оператором, наз. автодиспетчером. Имеется две ступени Д. у. а.: на первой ступени система работает как «советчик», УВМ разрабатывает оперативные планы работы объекта и снимает соответствующую информацию, а исполнение их производит диспетчер (оператор); на второй ступени все функции управления берет на себя УВМ, обладающая обратной связью. С помощью такой системы полностью осуществляется планирование, контроль и анализ работы объекта. В этом случае система функционирует как самоприспосабливающаяся. Вмешательство оператора требуется только в особо сложных случаях. Д. у. а., в основном, применяют при управлении транспортом, энергообъединениями, металлургическими и химическими предприятиями, в системах связи и т. д. В СССР с помощью Д. у. а. впервые была осуществлена стыковка космических аппаратов в межпланетном пространстве, а также управление космическим аппаратом «Луноход-1». На Украине комплексная Д. у. а. применяется на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе, Львовском телевизионном заводе и на др. машиностроительных и приборостроительных заводах.
На железных дорогах применяют участковые, станционные и комплексные автоматизированные системы диспетчерского управления. УВМ осуществляет здесь сбор и обработку информации о движении поездов, составляет и корректирует планы-графики движения поездов и оперативный контроль за их выполнением. За диспетчером сохраняется общее руководство и функции, которые трудно алгоритмизировать. При Д. у. а. машина с помощью
комплекса программ выдает план-график движения поездов на 2-4 ч. Для осуществления функции управления движением (корректировок графика) в машину с дорожного участка поступает информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной к-й станции с помощью Д. у. а. автоматически устанавливается маршрут на прохождение следующей к + 1-й станции, а иногда и двух станций, с учетом поездной обстановки на участке. Д. у. а. на участках железных дорог позволяет рационально вести график движения грузовых и пассажирских поездов в зависимости от их числа на участке, веса, местонахождения и т. д.; обеспечивает централизованное управление на однопутных и однопутных с двухпутными вставками участках протяженностью до 600 пм с к-вом поездов в сутки до 100—150, при скоростях свыше 150 км/ч. Экономическим эффектом применения Д. у. а. на железных дорогах является повышение участковой скорости движения поездов на 5—10%. Д. у. а. широко применяют на крупных сортировочных и узловых станциях и при планировании работ. Здесь осн. экон. эффект состоит в улучшении оборота вагонов и локомотивов, уменьшении к-ва маневровых средств. Первая автоматизированная система диспетчерского управления в СССР разработана в 1959-63 гг.
Д. у. а. энергосистемами широко применяют в СССР, что дает значительный эконом, эффект: напр., благодаря уменьшению расхода условного топлива на 1% можно сэкономить более 30 млн. руб. Д. у. а. энергосистемами дает возможность выполнять осн. функции по планированию длительных и суточных режимов, оперативную корректировку режима энерг. объединения, предупреждение, распознавание и ликвидацию предаварийных и аварийных ситуаций. С помощью Д. у. а. осуществляется сбор и обработка поступающих от потребителей, а также от электростанций и энергосистем статистических данных о расходах энергии; о состоянии стационарного оборудования, высоковольтных линий передач, запасов воды в водохранилищах гидростанций и др. На основе составленных планов ведется автомат, расчет суточных графиков распределения нагрузок между электростанциями и крупными агрегатами. В процессе реализации суточного графика осуществляется автомат, корректировка режима функционирования энергосистем.
В США Д. у. а. применяют в управлении Калифорнийской энергосистемой. Подобное управление энергосистемами применяют во Франции, Англии, ФРГ, Японии и др. странах. Лит.: Б уданцев Ю. Ю. Электронные помощники диспетчера. М., 1963; Островский А. С. Техника связи, диспетчеризации и оперативного управления в промышленности. М. Л., 1964 [библиогр. с. 223—224]; Лившиц С. Б. Организация диспетчерской службы отраслевого производственного объединения. Л., 1965; Завьялов Б. А. Участковый автодиспетчер. М., 1967 [библиогр. с. 220], Петров А.П. Эксплуатация железных дорог с применением электронной вычислительной техники. М.. 1969 [библиогр. с. 187 —189].
А. А. Бакаев, В. В. Шкурба.