Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЁТОДЫ В ПОЭТИКЕ

— количественные и символико-логические методы изучения художественных текстов и стоящего за этими текстами и проявляющегося в них «поэтического языка». В той мере, в которой художественные тексты рассматриваются как источник для изучения общенародного языка, к ним применимы любые математические методы, используемые в описательном языкознании. Однако поэтика имеет и собственный столетний опыт использования и разработки специфических матем. методов — от первых чисто вспомогательных арифм. подсчетов до попыток теоретико-множественного и алгебраического моделирования таких центральных понятий, как «поэтический язык». Разработка количественных методов изучения поэтики и теории поэтической речи была начата в трудах А. Белого, А. Пешковского,

Б. Томашевского и Б. Ярхо, в украинском литературоведении — в работах Г. Шенгели и др.

Новый этап в развитии М. м. в п. связан с внедрением идей кибернетики, которое не только позволило дать строгое обоснование ранее применявшимся М. м. в п., но и вызвало к жизни новый подход, использующий понятия информации и энтропии, а также моделирование творческих процессов на ЭВМ (см. Алгоритмизация творческих процессов). Опыт разработки М. м. в п. имеет определенную, эвристическую ценность для самой кибернетики. Во-первых, поэтика доставляет примеры описания наиболее сложно организованных знаковых управляющих систем, в моделировании устр-ва и функционирования которых кибернетика делает лишь первые шаги. Общекибернетическое значение имеют, напр., разработанные поэтикой понятия «остранения» и «эффекта обманутого ожидания». Во-вторых, поэтика изучает такие сравнительно элементарные знаковые образования тина «метров», на которых могут быть «проиграны» процессы, происходящие в более сложных системах типа естественного языка. В-третьих, наряду с М. м. в п., направленными на изучение специфических особенностей художественной речи, существуют и М. м. в п., связанные с поэтикой лишь историей своего возникновения и традиционного применения, но принципиально применимые и за ее пределами, в анализе различных информационных процессов. Так, статистические методы изучения словаря писателя можно использовать в целях автомат. аннотирования и реферирования текстов (см. Реферирование автоматическое), а работы по определению информационных характеристик художественных текстов послужили одним из стимулов к исследованию сложности автоматов и комбинаторного и алгоритмических подходов к информации теории.

Наряду с др. методами и понятиями поэтики и литературоведения М. м. в п. применяются и при целостном анализе литературного произведения как единого художественного организма во взаимосвязи и взаимодействии всех его структурных слоев и уровней. Кибернетические представления полезны и при уточнении общих схем литературного процесса.

Наибольшие успехи в применении матем. методов достигнуты встиховедении — части поэтики, изучающей принципы организации стиха как формы речи. Разрабатываются матем. приемы описания метрики и ее связей с фонетической и интонационной системами языка, многие модели и графики ритма, методика вычисления степени близости рифмующихся сочетаний и т. д. (см. Структурное стиховедение). За пределами стиховедения наиболее разработаны матем. методы изучения словаря писателей и отд. произведепий. Вызванные к жизни необходимостью определения авторства анонимных (прежде всего — античных) текстов, они оказались полезными и для исторической лексикологии и стилистики. Разнообразные статистические коэффициенты характеризуют богатство словаря, динамику его развития во времени и внутри одного произведения и распределение слов по лексико-грамматическим классам. Производились опыты сравнения семантико-тематических разбиений словарей частотных как своеобразных моделей «мира поэта». Выдвинута гипотеза, что частая совместная встречаемость слов в тексте в пределах некоторого интервала фиксированной длины отражает парадигматическую, языковую связь этих слов. На основе этой гипотезы предложены алгоритмы, реконструирующие по текстам стоящую за ними семантическую систему или распределяющие эти тексты по различным стилям.

Из аппарата теории информации наиболее полезным в применении к художественным текстам оказалось понятие энтропии. А. Н. Колмогоров усовершенствовал экспериментальный метод К. Шенонна для определения энтропии речи и предложил разграничение в художественных текстах «энтропии мысли» и «энтропии построения», а также способы оценки объема «локального словаря» поэта и определения числа равнообъемных осмысленных текстов, удовлетворяющих известным формальным требованиям. Имеются попытки матем. моделирования тропов и приемов выразительности (математико-логическая модель русской метафоры и способов ее образования Ю. И. Левина, его же статистика типов метафоры) и исчисления всевозможных типов сюжетов и ситуаций художественных произведений (см. Структурная поэтика). Проблема соотношения «языка поэзии» и «языка науки» изучается ныне при помощи абстрактного моделирования этих понятий (С. Маркус) и путем непосредственного статистического сопоставления различных, прежде всего — синтаксических, характеристик художественных и научных текстов.

В украинском литературоведении и лингвостилистике М. м. в п. применяются, в основном, как вспомогательное средство структурной типологии функциональных стилей современного украинского языка.

Лит. Шенгели Г. Трактат о русском стихе, ч. I. Органическая метрика. М.- Пг., 1923; Томашевский Б. О стихе. Л., 1929; Ревзин И. Совещание в г. Горьком, посвященное применению математических методов к изучению языка художественной литературы. В кн.; Структурно-типологические исследования. М., 1962; Шайкевич А. Я. Распределение слов в тексте и выделение семантических полей. В кн.: Иностранные языки в высшей школе, в. 2. М., 1963; Левин Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. В кн.: Структурная типология языков. М., 1966; Коптiлов В. В., HiKliiHa Ф. О. Число i слово. К., 1966; Статистичш параметри стшпв. К., 1967-Содружество наук и тайны творчества. М., 1968 [библиогр. с. 433—449]; Гаспаров М. Л. Работы Б. И. Ярхо по теории литературы. В кн.; Труды по знаковым системам, в. 4. Тарту, 1969; Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Bailey R., Dolezе1 L. An annottated bibliography of statistical stylistics. Ann Arbor, 1968; Marcus S. Poetica Ma-tematica. Bucuresti, 1970 [библиогр. с. 339—374]. См. также лит. к ст. Структурное стиховедение, Структурная поэтика. С. И. Гиндин.

1
Оглавление
email@scask.ru