Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАСС

— учебное помещение, оборудованное техническими средствами для реализации программированного обучения. Применяют для повышения качества управления учебным процессом, для более полной реализации потенциальных возможностей программированного обучения и контроля. Основной особенностью автоматизированного обучения является управляемая самостоятельная работа обучаемых. Тех. устр-ва А. о. к. предназначены для обеспечения процесса обучения, в результате которого обучаемые приобретают новые знания, умения и навыки. Применение А. о. к. в учебном процессе приводит к повышению производительности труда преподавателя и обучаемых. Каждый обучаемый является относительно самостоятельным объектом управления, т. е. управление его деятельностью осуществляется как преподавателем, так и с помощью обучающей программы. Система управления обучением при этом является двухступенчатой. На верхней ступени находится преподаватель, на нижней — тех. обучающие устр-ва (см. Обучающая машина). Такое построение системы управления позволяет распределять перерабатываемую информацию в соответствии с пропускными способностями ее ступеней.

Ступенчатое (иерархическое) построение системы управления процессом группового обучения обеспечивает переход от одноканального (усредненного) разомкнутого управления обучением к многоканальному (дифференцированному) замкнутому управлению. Каждый обучаемый при этом может изучать материал на доступном для него уровне сложности и в посильном темпе. Преподаватель, благодаря возложению части его функций на обучающие устр-ва получает возможность наиболее активно и целенаправленно руководить учебно-воспитательным процессом. Одной из главных его задач на уроке в А. о. к. является восполнение своей деятельностью всего того, что не учтено или не может быть учтено заранее в обучающей программе, а также рациональное сочетание программированных методов обучения с традиционными. Освобождение преподавателя от многократного дублирования одинаковых вопросов позволяет ему более качественно проводить индивидуальную работу с обучаемыми, более полно использовать свою квалификацию и методическое мастерство.

По диапазону выполняемых в учебном процессе задач А. о. к. разделяют на специализированные и многофункциональные. Отличительной чертой многофункциональных классов является то, что в них формы взаимодействия между обучаемыми и тех. устр-вами практически не зависят от содержания и цели обучения (или контроля). Это значит, что один и тот же класс может быть использован для обучения (или контроля) по различным предметам. Основу оборудования любых типов А. о. к. составляют обучающие или контролирующие устр-ва. Ими оснащаются рабочие места обучаемых. Кроме этих устройств, в комплект оборудования наиболее совершенных А. о. к. включается киноаппаратура и телевизоры, диапроекторы и эпипроекторы, отображающая и регистрирующая аппаратура и др. Применение этой аппаратуры направлено на рационализацию труда преподавателя на различных этапах обучения, на освобождение его от выполнения трудоемких и не творческих функций по сбору и обработке статистического материала. Многие А. о. к. содержат пульты управления всем комплексом тех. средств, используемых в классе. Наличие таких пультов облегчает обслуживание и эксплуатацию А. о. к., позволяет осуществлять оперативный контроль хода обучения всей учебной группы. Блок-схема типового А. о. к. показана на рис.

По характеру управления рабочими местами различают два типа А. о. к. К первому относятся классы, оборудованные тех. устр-вами автономного исполнения. Работа с такими устр-вами осуществляется, как правило, индивидуализирование, преподаватель лишь наблюдает за ходом обучения и при необходимости оказывает на того или иного обучаемого

соответствующее воздействие. Ко второму типу относятся А. о. к. с централизованным управлением. Такие классы имеют общую систему связи рабочих мест (пультов), обучаемых с пультом управления. Обучение и контроль в таких классах может осуществляться в индивидуальном темпе и в темпе, устанавливаемом преподавателем. Наиболее совершенными и перспективными А. о. к. с централизованным управлением являются обучающие комплексы, выполненные на базе ЦВМ (Илл. между с. 176—177).

Схема типового класса автоматизированного обучения: 1—28 — рабочие места обучаемых; П — рабочее место преподавателя; ПУ — пульт управления; ОМ — обучающие (контролирующие) машины; КнП - кинопроектор; ДП (КП) — диапроектор (кадропроектор); Д — классная доска; Э — экран; Т — отображающее табло; Р — регистрирующая аппаратура; УС — устройство сопряжения ПУ с техническими средствами.

Благодаря высокому быстродействию и большому объему памяти цифровой вычислительной машины А. о. к. является эффективным средством управления обучением большого к-ва учащихся (до сотен и тысяч человек). При этом представляется возможным использовать наиболее совершенные (в частности, адаптивные) обучающие программы и способы взаимодействия человека с тех. устр-вом, обеспечить выполнение более широкого круга учебных задач. Наряду с реализацией обучающих программ, обучающий комплекс обеспечивает сбор и обработку статистического материала о качестве усвоения знаний и создает тем самым условия для точного количественного анализа и прогнозирования процесса обучения.

В состав обучающего комплекса, кроме ЦВМ и рабочих мест обучаемых, входят пульт управления, средства хранения и выдачи учебной информации, средства отображения и регистрации результатов обучения. Пульт управления предназначен для осуществления текущего контроля за ходом обучения и управления тех. средствами комплекса. Средствами хранения учебной информации могут быть альбомы программированных материалов, диафильмы, кинофильмы или видеомагнитофонные записи. В зависимости от типа этих средств и способа выдачи информации определяется конструкция рабочих мест обучаемых. Первый тип рабочих мест обеспечивает адресацию обучаемого к определенной странице или параграфу обучающей программы, второй — экспонирование с экрана проектора, третий — экспонирование с экрана телевизора замкнутой телевизионной системы и т. д. Перспективность использования обучающих комплексов обуславливается также тем, что их применение для обучения большого к-ва учащихся может быть сделано экономически более выгодным, чем применение А. о. к., оборудованных тех. средствами автономного исполнения. См. также Взаимодействие человека с вычислительной машиной.

Лит.: Ростунов Т. И. Программированное обучение и обучающие машины. К., 1967 [библиогр. с. 128—129]; Применение ЭВМ в учебном процессе. М., 1969; Столаров Л.М. Обучение с помощью машин. Пер. с англ. М., 1965.

Л. Г. Михнушев, Н. Л. Шишопок.

1
Оглавление
email@scask.ru