§ 6.19. Принцип работы асинхронного двигателя.
Наиболее распространенным в промышленности типом двигателя переменного тока является трехфазный асинхронный двигатель. В нем имеется неподвижная часть — статор, в пазах которого помещены три катушки, создающие круговое вращающееся магнитное поле, и подвижная часть — ротор, в пазах которого находятся три замкнутые На себя или на внешнее сопротивление катушки (рис. 6.27). Катушки на рис. 6.27 даны вразрез, торцовые части катушек не показаны; каждая из катушек занимает лишь небольшую часть окружности статора (или ротора).
Рис. 6.27
Рис. 6.28
В действительности каждая из катушек (прямые и обратные провода ее) занимает около 1/3 окружности расточки статора (или окружности ротора). Вал ротора двигателя соединен с валом рабочей машины.
Допустим, что сначала ротор неподвижен. При этом вращающееся магнитное поле, созданное обмотками статора, пересекает провода катушек неподвижного ротора с угловой частотой со и наводит в них ЭДС. ЭДС вызовут токи в катушках ротора. По закону Ленца, эти токи стремятся своим магнитным полем ослабить вызвавшее их магнитное поле.
Механическое взаимодействие токов ротора с вращающимся магнитным полем приведет к тому, что ротор начнет вращаться в ту же сторону, в какую вращается магнитное поле (в этом можно убедиться, применив правило левой руки).
В установившемся режиме частота вращения ротора сор составляет . Двигатель называют асинхронным потому, что ротор его вращается не синхронно с вращающимся полем; сор не может равняться угловой частоте вращающегося поля. Это станет понятно, если учесть, что при вращающееся поле не пересекало бы провода катушек ротора, в них отсутствовал бы ток и ротор не испытывал бы вращающего момента.
В курсе ТОЭ ограничимся качественным рассмотрением основных положений, характеризующих принцип работы асинхронного двигателя. Подробнее эти вопросы изучают в курсе электрических машин.