Главная > Теоретические основы электротехники
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 3.18. Применение векторных диаграмм при расчете электрических цепей синусоидального тока.

Ток и напряжения на различных участках электрической цепи синусоидального тока, как правило, по фазе не совпадают. Наглядное представление о фазовом расположении различных векторов дает векторная диаграмма токов и напряжений. Аналитические расчеты электрических цепей синусоидального тока рекомендуется сопровождать построением векторных диаграмм, чтобы иметь возможность качественно контролировать эти расчеты.

Качественный контроль заключается в сравнении направлений различных векторов на комплексной плоскости, которые получают при аналитическом расчете, с направлением этих векторов исходя из физических соображений. Например, на векторной диаграмме напряжение UL должно опережать ток на 90°, а напряжение — отставать от тока на 90°.

Если аналитический расчет дает результаты, не совпадающие с такими очевидными положениями, то, следовательно, в него вкралась ошибка. Кроме того, векторную диаграмму часто используют и как средство расчета, например в методе пропорциональных величин.

Пример 31. В схеме (рис. 3.12, a) Угловая частота

Определить ток и напряжение на элементах цепи.

Решение. Запишем уравнение для мгновенных значений

Перейдем от него к уравнению в комплексах:

где

Комплекс действующего значения ЭДС . Ток

Напряжения на

Векторная диаграмма изображена на рис. 3.13, б. Вектор Е направлен по оси +1. Вектор тока отстает от него на 31°.

Рис. 3.13

Пример 32. Решить задачу примера 31 методом пропорциональных величин. Решение. Зададимся током в цепи в 1 А и направим его на векторной диаграмме (рис. 3.13, в) по оси . Напряжение на совпадает по фазе с током и численно равно . Напряжение на также совпадает с током и равно 2 В. Напряжение на L равно 3 В и опережает ток на 90°. Из прямоугольного треугольника следует, что при токе на входе . Так как на входе действует ЭДС в раза больше, то все токи и напряжения должны быть умножены на коэффициент 17,2. На рис. 13.3, в все векторы повернуты на 31° против часовой стрелки по сравнению с соответствующими векторами на рис. 3.13, б. Ясно, что взаимное расположение векторов на диаграмме при этом не изменилось.

Пример 33. В цепи рис. 3.14, a R = 4 Ом; Определить емкость конденсатора С, если мА.

Решение. Комплексное сопротивление цепи его модуль

По закону Ома отсюда Ом.

Следовательно,

Векторная диаграмма изображена на рис. 3.14, б.

Пример 34. На участке разветвленной цепи рис. 3.15, а параллельно включе индуктивное сопротивление и активное сопротивление R, численно равное . Показание амперметра . Определить показание амперметра полагая сопротивление амперметров настолько малыми, что их можно не учитывать.

Рис. 3.14

Рис. 3.15

Рис. 3.16

Решение. На рис. 3.15, б качественно построим векторную диаграмму. Напряжение совпадает по фазе с током Ток отстает от тока на 90° и равен ему по величине. Ток в неразветвленной части схемы Модуль тока . Амперметр покажет 7,05 А.

Пример 35. Построить векторную диаграмму токов и напряжений для схемы рис. 3.16, а, если

Решение. Обозначим токи и примем положительные направления для них в соответствии с рис. 3.16, а. Выберем масштаб для токов и для напряжений . Ток направим по оси (рис. 3.16, б). Падение напряжения и по фазе совпадает с током Падение напряжения в индуктивном сопротивлении также равно 10 В, но опережает ток на 90°. Геометрическая сумма , по модулю равна . Емкостный ток опережает это напряжение на 90°. Модуль тока .

Ток в. неразветвленной части цепи равен геометрической сумме токов: Модуль его равен (найден графически). Падение напряжения на сопротивлении равно 2 В и совпадает по фазе с током Падение напряжения на индуктивности опережает ток на 90° и численно равно . Напряжение на входе схемы равно ЭДС и составляет около 18,3 В.

Пример 36. Решить задачу, обратную рассмотренной в примере 35. В схеме рис. 3.16, а опытным путем найдены значения токов (в ветви схемы включили амперметры и записали их показания), и определены три напряжения: напряжение на входе схемы , напряжение на конденсаторе (оно же напряжение на первой ветви) и напряжение на третьей ветви (на ) . Напряжения были определены путем подключения вольтметра поочередно к зажимам , а и с, и с.

По опытным данным (по значениям трех токов и трех напряжений) построить векторную диаграмму.

Решение. На рис. 3.16, в отложим вектор по модулю равный 14,4 В. Для сопоставления с рис. 3.16, б расположим его на диаграмме так же, как он расположен На рис. 3.16, б.

Изобразим на диаграмме ток Он на 90° опережает напряжение и по модулю равен 1 А. После этого построим на диаграмме токи воспользовавшись тем, что три тока образуют замкнутый треугольник (рис. 3.16, б).

Для построения треугольника по трем сторонам (т. е. фактически для определения третьей вершины его) из конца вектора тока (из одной вершины треугольника) подведем дугу радиусом, равным току , а из начала вектора тока е. из второй вершины треугольника) проводим дугу радиусом, равным току

Точка пересечения этих дуг дает искомую третью вершину треугольника, т. е. точку, в которой оканчиваются векторы токов После того как диаграмме определено положение вектора тока можно изобразить на ней векторы напряжения и ЭДС .

Напряжения и ЭДС Е также образуют замкнутый треугольник. Его построение осуществляется аналогично построению треугольников токов.

Из конца вектора проводим дугу радиусом, равным а из начала вектора — дугу радиусом, равным Е. Дуги пересекаются в точках

Так как напряжение представляет собой падение напряжения от тока на последовательно соединенных то оно по фазе должно опережать ток а не отставать от него.

Поэтому из точек выбираем точку (если бы выбрали точку этом случае напряжение — пунктир на рис. 3.16, в — отставало бы от тока а не опережало его).

В заключение отметим, что в треугольнике токов дуги тоже пересекаются в двух точках, но вторая (лишняя) точка на рис. 3.16, в не показана.

1
Оглавление
email@scask.ru