Распределение касательных напряжений в стержне постоянного сечения.
Если модуль упругости постоянен по сечению стержня, то усилие, приложенное к части сечения, определяется по равенству (90). Теперь из соотношений (90) и (97) получаем
Так как сечения стержня по длине одинаковы, то от z зависит лишь величина
и
где по соотношению (82)
Важная для дальнейшего формула (99) называется формулой Журавского, по имени выдающегося русского инженера — специалиста в области мостостроения.
Покажем, что перерезывающая сила в сечении является равней действующей касательных напряжений.
Интегрируя равенство (99) по у, находим
(с помощью интегрирования по частям устанавливаем
Для стержня с переменным модулем упругости
Примеры. Рассмотрим распределение касательных напряжений в стержне прямоугольного сечения (рис. 8.31). Статический момент отсеченной части
Перерезывающая сила в сечении стержня в соответствии с принятым правилом знаков
Учитывая значение момента ннердии сечения
по формуле (99) находим
Знак минус означает, что касательные напряжения направляем противоположно положительному вектору поперечного усилия Q (см. рис. 8.31).
Рис. 8.31. Распределение касательных напряжений в стержне прямоугольного сечения
Максимальное касательное напряжение (по величине) получается в точках оси
и равно
где
- среднее касательное напряжение.
Рассмотрим теперь распределение касательных напряжений в стержне круглого сечения (рис. 8.32).
Статический момент отсеченной части
После замены переменных
получаем
По формуле (99) находим при
следующую зависимость для касательного напряжения:
Максимальное касательное напряжение будет при у = 0:
где
— среднее касательное напряжение. Распределение касательных напряжений вдоль оси у показано на рис. 8.32.
Рис. 8.32. Распределение касательных напряжений в стержне круглого 4 сечения
Замечание. В рассматриваемом примере допущение о том, что касательные напряжения параллельны оси у, строго не выполняется. В крайних точках (точки D и
) вектор касательного напряжения должен быть направлен по касательной к контуру в силу свойства парности касательных напряжений (иначе должно действовать на свободной боковой поверхности стержня касательное напряжение!). Поэтому допущение о постоянстве касательных напряжений по прямой можно заменить более общим условием: постоянство составляющих касательных напряжений вдоль оси у. Более строго следовало бы назвать величину
по формуле Журавского осредненным значением касательного напряжения по прямой, параллельной оси х.