Расчет стержней по полупространствениой теории.
Напряжения в стержнях описываются связанной системой уравнений (118) и (124) (в уравнение (118) входят
в уравнение (124) — величина
.
Для случая постоянного коэффициента
уравнение плоской задачи (124) может быть решею независимо от уравнения (118).
В большинстве практических задач допущение
не вызывает существенной погрешности.
При постоянном
из соотношения (118) получаем
Простой вид равенства (127) связан с тем, что формулы (118) содержат линейные члены относительно х и у, которые после двукратного дефференцирования исчезают. Внося значение (127) в уравнение (124), получаем
Наконец, при постоянном модуле упругости Е из уравнения (128) находим
где
— бигармонический оператор.
Уравнения (128) или (129) являются уравнениями плоской задачи теории упругости (задачи о плоской деформации) для области, представляющей собой поперечное сечение стержня.
После решения плоской задачи становятся известными значения
которые подставляются затем в равенство (119).
Полученные результаты распространяются на приближенный расчет стержней переменного сечения при наличии поперечных нагрузок. Уравнения (118) и (128) используются для каждого сечения независимо от других, как это принято в обычной теории стержней.
Касательные напряжения изгиба определяются из уравнений равновесия.
Замечания. 1. Из приведенного решения следует, что напряжения в плоскости сечения связаны главным образом с действием неравномерного нагрева. Если коэффициент Пуассона постоянный и распределенные усилия на боковой поверхности отсутствуют, то в равномерно нагретом стержне
(однородное уравнение (128) при однородных краевых условиях имеет только нулевое решение).
2. Возникновение указанных напряжений при. изменении коэффициента Пуассона в точках поперечного сечения не имеет практического значения ввиду их малости. Сказанное подтверждает используемую в обычной теории стержней гипотезу об одноосном напряженном состоянии, за исключением случаев неравномерного нагрева сечения стержня и (или) значительной (самоуравновешенной) поперечной нагрузки.