Устойчивость стержней при упругопластических деформациях. Модуль Кармана.
Рассмотрим случай, когда
и деформация стержня происходит в пластической области.
После предварительного сжатия напряжениями
начинается изгиб стержня
на стороне растяжения (рис. 12.41) возникает разгрузка, а на стороне сжатия продолжается нагружение. Состояние материала стержня после предварительного сжатия характеризуется точкой (рис. 12.42). При изгибе получается приращение напряжений, причем в силу закона разгрузки (разд. 19)
где Е и
— модуль упругости и касательный модуль.
Рис. 12.41. Точки разгрузки и нагрузки при боковом прогибе стержня после предварительного сжатия
При нагружении изгибом предварительно сжатого (или растянутого) в пластической области стержня материал стержня ведет себя как разномодульный. Уравнение изгиба стержня (см. рис. 12.41) имеет вид
где
— жесткость стержня на изгиб.
Для диаграммы деформирования с линейным упрочнением имеем
где
— модуль Кармана.
Для прямоугольного сечения стержня
Для двутаврового сечения, если пренебречь моментом инерции стенки,
Существенно отметить, что всегда
Из уравнения (223) точно так же, как и для упругого стержня, получаем
что меньше критического значения по формуле Эйлера.
Рис. 12.42. Зависимость напряжение — деформация при анализе устойчивости сжатого стержня
Появление пластических деформаций снижает устойчивость конструкций, делает их более податливыми.
Рис. 12.43. Изгиб в условиях продолжающегося нагружения осевыми силами (распределение напряжений в разные моменты нагружения)