Главная > Сопротивление материалов (Биргер И.А.)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА 3. ДЕФОРМАЦИИ

Из опыта известно, что под действием внешних усйлий элементы машин и конструкций изменяют свои первоначальные размеры и форму (удлинение болта, прогиб лопастей вертолета под действием собственного веса, прогиб труб и балок и т. п.).

В большинстве случаев изменения размеров и формы после приложения нагрузки невелики, но в ряде случаев могут препятствовать нормальной работе. Умение определять деформации, установление их допустимых значений имеют важное значение при проектировании и расчете конструкций. Рассмотрение деформаций необходимо также для. выяснения закона распределения напряжений в элементах конструкций, для оценки работоспособности по условиям прочности.

В теории деформаций сопоставляются начальное и деформированное состояния тела. Время деформирования, траектории точек тела в процессе деформации, физические свойства тела оставляются в стороне. Изучается геометрическая задача — изменение длины и взаимных углов поворота линейных элементов тела.

8. Перемещения и деформации

Перемещения и деформации в случае простого растяжения.

Если к стержню, закрепленному в корневом сечении (рис. 3.1), приложить на другом торце осевое усилие, то произойдет удлинение стержня — точка А перейдет в точку .

Рис. 3.1. Удлинение — деформация стержня при растяжении

Перемещение точки А в процессе деформации (отрезок АА*) обозначается на рис. 3.1 величиной а. Чем длиннее будет стержень, тем больше перемещение его конца под действием нагрузки. Деформацию материала стержня характеризует отношение перемещения к первоначальной длине:

Величина является безразмерной и называется линейной деформацией или, более кратко, деформацией. При сжатии стержня деформация становится отрицательной . Деформация в материале конструкции в рабочих условиях составляет сотые, редко десятые доли процента. При разрушении деформация конструкционных материалов достигает десятков процентов (обычно до 30%). Равенство (1) используют для определения малых деформаций . При больших деформациях следует рассмотреть весь процесс деформирования.

Пусть в данный момент нагружения перемещение конца стержня составляет и происходит приращение перемещения . Тогда приращение деформации

Деформация стержня при изменении его длины от составит

Величина определяемая из последнего равенства, называется истинной деформацией (или логарифмической деформацией). Разлагая в ряд выражение (2), находим

При малых формулы (1) и (2) совпадают, при расхождение может быть заметным, при — существенным. Причина расхождения очевидна: удлинение а в равенстве (1) относится к первоначальной длине . Если относить удлинение к «средней длине», в процессе деформации полагая

то совпадение с истинной деформацией будет вплоть до квадратичных членов. В дальнейшем основное значение имеет случай малых деформаций, что позволяет использовать наиболее простую зависимость (1).

Погрешность равенства (1)

Например, если, как обычно, деформация в рабочих условиях меньше 0,5%, то погрешность формулы (1) меньше 0,25%; такая погрешность вполне допустима в технических расчетах, так как она меньше погрешности самих измерений.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru