Применение начала возможных перемещений для определения прогибов стержней. Интеграл Мора.
Этот метод имеет широкое распространение при решении практических задач. Пусть имеется стержень, загруженный произвольными силами (основная система, рис.
9.13, а), и в сечении а возник прогиб
Для его определения поступим следующим образом.
Рис. 9.13. Вывод интеграла Мора из начала возможных перемещений: а — основная система; б — единичная система
Рассмотрим тот же стержень под действием единичного усилия
(единичная система, рис. 9.13, б).
Стержень получит прогиб
в сечениях стержня под действием единичной силы возникнут изгибающий момент
и перерезывающая сила
.
Допустим теперь, что единичной системе (рис. 9.13, б) сообщили возможные смещения, равные действительным прогибам стержня в основной системе:
Равенство (97) вполне закономерно — прогибы
являются малыми величинами, удовлетворяющими связям системы.
Так как возможная работа внешних сил равна возможной работе внутренних силовых факторов (начало возможных перемещений), то
где
соответствуют прогибам
в основной системе.
Далее имеем с учетом температурных деформаций (см. уравнение (15) гл. 8)
где
жесткость сечения на изгиб,
- температурный момент.
Деформация, сдвига (см. разд. 35) равна
Таким образом, прогиб в сечении а будет
Это и есть интеграл Мора для вычисления прогиба стержня.
Для того чтобы найти прогиб в заданном сечении, нужно приложить единичную силу в этом сечении, определить изгибающий момент и перерезывающую силу от единичной силы и вычислить интеграл Мора (101). Если величина
получается положительной, то прогиб совпадает по направлению с единичной силой.
Во многих практических задачах интеграл, связанный с действием перерезывающей силы, может быть опущен.
Для стержня с постоянными параметрами упругости, пренебрегая перерезывающими усилиями и неравномерным нагревом, будем иметь
Замечание. Следует отметить, что
имеет размерность длины, а
— безразмерная величина, так как в равенстве (98) была сокращена размерная единица силы (см. примеры).
Пример. Пусть требуется определить прогиб конца консольного стержня прямоугольного сечения, загруженного силой Р (рис. 9.14), с учетом деформации сдвига.
Воспользуемся формулой (101), считая параметры упругости постоянными, материал стержня равномерно нагретым
Знак минус означает, что прогиб направлен в сторону, противоположную приложенной единичной силе.
Решение совпадает с прежними результатами (см. разд. 34).