Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
223. Решение косоугольных треугольников.Задача I. Даны сторона а и два угла А и В; предполагается, что Угол С находим сразу же:
Остальные основные элементы треугольника (стороны b и с) можно найти, например, по теореме синусов (221.3):
Задача всегда имеет решение, и притом единственное. Пример 1. Дано: Решение. а) При помощи таблиц натуральных значений тригонометрических функций (приложение I):
и
Далее имеем
При вычислении b и с деление на
Небольшое расхождение результатов (менее 0,2%) 1600 1597 можно отнести за счет погрешности таблиц и вычислений. Результаты можно признать совпадающими. б) При помощи логарифмических таблиц (Брадис): имеем
По таблице Брадиса:
В нашем случае
По таблице Брадиса: Мы видим, что результаты, полученные способами а) и б), совпадают с точностью до трех знаков. Задача II. Даны две стороны а и b и угол С между ними. а) Решение при помощи таблиц приложения I. Сторону с можно найти по теореме косинусов (221.1):
Зная три стороны, можно, снова применив теорему косинусов, найти
Наконец, б) Решение при помощи логарифмических таблиц. Если при решении треугольника мы будем пользоваться логарифмическими таблицами, то формулы, использованные в первом способе решения, неудобны. Углы А и В в атом случае лучше находить при помощи теоремы тангенсов (221.4). Заметив, что
После этого формула (221.4) примет вид
Так как
Сторону с можно определить по теореме синусов: Пример 2. Дано: а) Решение при помощи таблиц натуральных значений тригонометрических функций (Брадис). По теореме косинусов в нашем случае имеем
(По таблице VIII Брадиса
Наконец,
Имеется удовлетворительное совпадение результатов. б) Решение при помощи логарифмических таблиц (Брадис). Используя теорему тангенсов, будем иметь
(формулу (223.1) мы пишем в виде (223.2), ибо у нас
В нашем случае
Углы А и В находим из системы уравнений
Мы видим, что результаты, полученные способами а) и б) для углов, совпадают с точностью до минуты, а для стороны с совпадают три знака. Задача III. Даны две стороны треугольника (а и b) и угол, лежащий против одной из них, например угол А. Эта задача принципиально отличается от двух предыдущих, так как задание двух сторон и угла, лежащего против одной из них, может определять треугольник неоднозначно (в п. 189 уже было отмечено, что построение треугольника по этим данным может привести либо к двум различным треугольникам, либо к одному, либо задача вообще может не иметь решений). Проведем полное исследование задачи. Рассмотрим три случая: 1) Соответствующая задача на построение всегда имеет решение, и притом единственное. На рис. 305 показано, как строится треугольник, если: а) угол А тупой
Рис. 305.
Рис. 306. Рекомендуем читателю построить треугольники, рассмотрев остальные две возможности: б) А — прямой угол; в) А — острый угол. Острый угол В, который лежит против меньшей стороны b, можно найти, например, по теореме синусов: 2) а < b (данный угол А лежит против меньшей из двух данных сторон). Заметим, что если угол А 90° (A тупой или прямой), то задача не имеет решения, ибо ни тупой, ни прямой угол не может лежать против меньшей стороны. Остается рассмотреть случай, когда а) Окружность радиуса Учитывая, что Итак, если Оба значения угла В находятся из уравнения б) Окружность радиуса
Рис. 307.
Рис. 308. Учитывая, что Итак, если в) Окружность радиуса 3) а = Ь (рис. 309). Искомый треугольник равнобедренный. Решение сводится к построению прямоугольного треугольника ADC с гипотенузой b и острым углом А. Искомый треугольник ABC будет состоять из двух таких равных прямоугольных треугольников (ADC и BDC). Если Остальные основные элементы треугольника находятся по формулам Результаты, полученные при решении задачи III, можно представить в виде одной таблицы-схемы.
Пример 3. Даны две стороны Решение. В нашем случае
Рис. 309. Пример 4. Даны две стороны Решение. В нашем случае опять
т. е.
Имеем два решения: 1.
Задача IV. Даны три стороны треугольника. Без ограничения общности будем считать, что а) Решение при помощи таблиц натуральных значений тригонометрических функций. Два угла треугольника можно найти по теореме косинусов:
как и
Угол С можно уже найти проще: б) Решение при помощи логарифмических таблиц. Если при решении треугольника мы будем пользоваться логарифмическими таблицами, то теорема косинусов для этого неудобна. Можно, например, поступить так. Сначала найти площадь S треугольника по формуле Герона (221.6):
Затем, воспользовавшись формулой Так как мы предположили, что а — не наибольшая сторона, то угол А острый Пример 5. Дано: а) Решение при помощи таблиц натуральных значений тригонометрических функций. Согласно формулам (223.3) имеем
Угол С находим так: б) Решение при помощи логарифмических таблиц. Согласно предыдущему имеем
откуда
В нашем случае
Продолжаем работу с логарифмами, ибо сама площадь (S) в этом примере нас не интересует. Итак,
Аналогично определяем угол В. Имеем
Теперь находим Упражнения 1. Найти по таблицам Брадиса:
2. Найти с помощью обратной линейной интерполяции по таблицам Брадиса:
3. Найти острый угол
Решить прямоугольные треугольники по указанным данным а) б) в) г) 5. Решить треугольники по указанным данным
|
1 |
Оглавление
|