Главная > Элементарная математика
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

62. Уравнения высших степеней. Целые корни.

Алгебраические уравнения выше второй степени мы называем уравнениями высших степеней. Изучение их в общем виде выходит за рамки программы средней школы. В нашем курсе рассматриваются лишь некоторые частные Еопросы, относящиеся к уравнениям высших степеней. Здесь мы покажем, как можно находить целые корни уравнения с целочисленными коэффициентами (если такие корни имеются).

Пусть старший коэффициент уравнения равен единице (приведенное уравнение), а остальные коэффициенты — целые числа. Пусть такое уравнение

имеет корнем целое число подставляя в уравнение, получим

откуда

где оба сомножителя в правой части равенства — целые; таким образом, свободный член уравнения должен делиться на k. Все целые корни приведенного алгебраического уравнения с целыми коэффициентами являются делителями его свободного члена. Отсюда следует, что в качестве целых корней надлежит испытывать не какие-либо произвольные целые числа, а лишь делители свободного члена уравнения, которых имеется лишь конечное множество.

Можно доказать, что приведенное уравнение с целыми коэффициентами не имеет других рациональных корней, кроме целых; поэтому наш метод дает все рациональные решения уравнения (62.1).

Пример 1. Решить уравнение Решение. Выписываем (положительные и отрицательные) делители свободного члена

Подставляя эти числа в уравнение, находим, что корнем данного уравнения служит число поскольку Многочлен, расположенный в левой части уравнения, по теореме Безу (п. 51) должен без остатка делиться на двучлен, Проделав деление, найдем в частном квадратный трехчлен Его два корня присоединим к ранее найденному корню и, таким образом, найдем все три корня данного уравнения:

Пример 2. Имеет ли уравнение целые корни?

Решение. Целыми корнями могут быть лишь делители свободного члена 2, т. е. числа ±1, ±2. Непосредственной подстановкой этих чисел в уравнение убеждаемся, что ни одно из них ему не удовлетворяет. Данное уравнение целых и вообще рациональных корней не имеет.

Если старший коэффициент уравнения с целыми коэффициентами

отличен от единицы, то можно ввести новую неизвестную у с помощью формулы тогда для у получится уравнение

или

которое уже имеет) старший коэффициент, равный единице, и к которому применим способ отыскания целых корней, указанный выше. Целые корни для у Кадут рациональные, вообще говоря, дробные корни для

Пример 3. Решить уравнение

Решение. Делаем подстановку . После очевидных преобразований имеем

Подбираем целый корень для у, находим

Делим левую часть уравнения на и получаем уравнение

с корнями . Окончательно выписываем решения исходного уравнения:

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru