Главная > Элементарная математика
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

61. Исследование квадратного уравнения.

В зависимости от коэффициентов квадратного уравнения (59.1) его корни представляют собой числа действительные или мнимые, различные или равные, положительные или отрицательные. Исследование уравнения состоит в установлении характера корней уравнения в зависимости от его коэффициентов.

Дискриминант

квадратного трехчлена, использованный при построении его графика и исследовании свойств трехчлена будем также называть дискриминантом квадратного уравнения (59.1).

От его знака существенно зависит характер корней уравнения, так как он стоит под знаком радикала в формуле (59.9).

I. d > 0; корни уравнения действительные, различные.

В самом деле, под знаком радикала в формуле (59.9) имеем положительное число и находим два различных действительных корня . Тот же результат следует из рис. 45, в, г, показывающих, что график квадратного трехчлена при пересекает в двух точках.

Полагая исследуем знак корней. Для этого воспользуемся формулами Виета (60.2). Будем для удобства считать, что а > 0.

Ia. d > 0, а > 0, с > 0. Корни одного знака, так как их произведение положительно. Если , то они оба положительны; если то они оба отрицательны.

Iб. d > 0, а > 0, с < 0. Корни разного знака, один из них положителен, другой отрицателен.

Iв. d > 0, а > 0, с = 0 (уравнение «неполное» вида Один из корней равен нулю, знак другого противоположен знаку b.

II. d = 0. Корни квадратного уравнения действительные и совпадающие (графически эта ситуация выражается в том, что парабола касается оси рис. 45, д, е) знак корней при противоположен знаку b.

III. d < 0. Корни комплексно сопряженные (парабола не пересекает оси рис. 45, а, б).

Пример 1. Исследовать уравнения: а)

Решение, а) Вычисляем дискриминант d уравнения по формуле (61.1):

Дискриминант уравнения положителен. Имеет место случай I: корни данного уравнения — числа действительные и различные. Из того, что следует, что корни имеют разные знаки. Можно исследование провести и дальше: здесь и поэтому положительный корень больше модуля отрицательного корня

б) Корни комплексные сопряженные; в) корни равные положительные; г) корни действительные, различные, отрицательные; д) корни равные отрицательные; е) корни действительные, различные, положительные; ж) корни действительные, различные, разных знаков, причем модуль отрицательного корня больше положительного корня.

Сложней решается задача исследования квадратного уравнения с буквенными коэффициентами. Ограничимся одним примером такого рода (см. также пример 4 п. 80).

Пример 2. Исследовать уравнение

1. В случае уравнение превращается в линейное и имеет корень

2. Пусть Находим дискриминант

Приходится различать три случая:

1) . В этом случае уравнение имеет два действительных корня, так как если то корни отрицательные: их произведение сумма Если то корни разных знаков (их произведение отрицательно).

2) Уравнение имеет двойной корень

3) Корни уравнения комплексно сопряженные.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru