Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Космология — существительное женского рода. Это слово, образованное из двух греческих слов хо́бно — мир и дојо — знание, буквально означает — знание о мире, т. е. знание, которое рассматривает Вселенную, где мы живем, такой, какова она в настоящее время. Этим она (космология) отличается от космографии и космогонии (см. эти слова). Следовательно, космология является по существу общей, подтверждаемой доказательствами физикой, которая, не вникая в слишком случайные детали фактов, рассматривает с метафизической стороны результаты этих самых фактов, показывает существующие между ними единство и аналогию и тем самым пытается открыть часть общих законов, коими управляется Вселенная. Все в природе связано; все сущности связаны цепью, непрерывные части которой мы иногда наблюдаем, хотя в большинстве случаев эта непрерывность от нас и ускользает. Искусство философии состоит не в том, как это слишком часто случается, чтобы насильственно сближать удаленные части, невпопад соединяя эту цепь там, где она разорвана; ибо подобной попыткой мы только разделяем части, которые еще держались, или же разделяем их еще больше на конце, противоположном тому, который мы сближаем; искусство философии состоит в том, чтобы добавлять новые звенья разъединенным частям, дабы сделать их возможно менее удаленными. Но философия не должна льстить себя тем, что не будет пустоты во многих местах. Чтобы создать звенья, о которых идет речь, нужно принять во внимание две вещи: наблюдаемые факты, образующие вещество звеньев, и общие законы природы, образующие между ними связи. Я называю общими законами те законы, которые кажутся наблюдаемыми в большом количестве явлений, ибо я остерегаюсь говорить во всех. Таковы законы движения, которые являются следствием непроницаемости тел и источником многих наблюдаемых нами в природе явлений. Фигура и движение (я имею в виду движение, происходящее от импульса) — вот главная часть принципов, на коих покоится космология. От них не следует без необходимости слишком удаляться, но также не следует слишком настаивать, что они единственные; мы не знаем всех фактов, как же мы можем утверждать, что все они объясняются одним-единственным законом? Подобное утверждение окажется тем более опрометчивым, что среди сами́х фактов, которые мы знаем, имеются такие, которых законы импульса до сих пор объяснить не могли (см. «Attraction»). Может быть, когда-нибудь это и удастся, но в ожидании этого великого открытия ограничим наше суждение об универсальности этих законов. Может быть (и это по меньшей мере столь же вероятно), имеется общий закон, который есть и будет всегда неизвестен нам; мы наблюдаем только частные следствия этого закона, неясные и ограниченные, следствия, которые мы продолжаем называть обцими законами. Эта догадка весьма сходна с идеей, которую мы должны себе создать о единстве и простоте природы (см. «Nature»). Впрочем, если мы будем размышлять над слабостью нашего духа, мы еще больше будем удивляться тому, что́ он открыл, а не тому, что для него еще остается скрытым. Но главная польза, которую мы должны извлечь из космологии, — это возвыситься через общие законы природы к познанию ее творца, мудрость которого эти законы установила, показала то, что нам надлежало о ней знать для нашей пользы или забавы, и скрыла от нас остальное, дабы научить нас сомневаться. Таким образом, космология есть наука о мире, или Вселенной, рассматриваемой вообще, поскольку она есть сущность сложная и тем не менее простая, благодаря единству и гармонии своих частей; целое, которое управляется высшим разумом и пружины которого сочетаются, приводятся в действие и изменяются этим разумом. Он издал эту работу непосредственно после онтологии и в качестве второй части метафизики, ибо он там установил принципы, которые нужны ему в естественной теологии для доказательства существования и атрибутов бога из случайности Вселенной и наличия порядка в природе. Вольф именует ее общей космологией или трансцендентной, ибо она содержит только одну абстрактную теорему, которая по отношению к физике является тем, чем онтология является по отношению к остальной философии. Понятия этой науки вытекают из онтологии, так как речь идет о приложении к миру общей теории бытия и бытия сложного. На помощь этому рассмотрению мира приходят наблюдения и опыты. Таким образом, можно сказать, что имеется двоякая космология: космология теоретическая и космология эксперииментальная. Из этих двух космологий г. Вольф собственно ограничился первой, как это показывает название его труда; но он, тем не менее, не пренебрег той помощью, которую ему мог оказать опыт, для утверждения этих принципов. И та и другая излагают принципы, которые служат для доказательства существования бога и его атрибутов. Основные проблемы, которые охватывает общая космология, сводятся к объяснению, каким образом мир возникает из соввокупности простых субстанций, и к развитию общих принципов модификаций материальных вещей. Именно это — наиболее ценный плод космологии; его одного достаточно, чтобы почувствовать ее ценность и стремиться к ее разработке, даже если бы она не давала ничего другого. Таким образом, удается доказать, что созерцание видимого мира приводит нас к познанию невидимой сущности, являющейся его творцом. Г-н Вольф кажется чрезвычайно убежденным в полезности и в верности этого нового пути, который он себе проложил; и вот как он об этом выражается: следовало бы лишать славы и тех людей, которые, особенно в наше время, пытались применять к натуральному богословию метод доказательства» (Вольф). Несколько лет тому назад г. Мопертюи дал нам опыт космологии, который, по-видимому, был разработан согласно принципам и взглядам, выше нами изложенным. Он думает, что мы не имеем ни достаточно фактов, ни достаточно принципов, чтобы охватить природу с одной точки зрения. Он удовлетворяется изложением системы Всельнной; он намеревается дать ее общие законы и отсюда извлекает новое доказательство существования бога. Так как этот труд вызвал в 1752 г. оживленный спор, то я здесь помещу некоторые соображения, разъясняющие этот вопрос. Лейбниц, сформулировав особую идею о силе движущихся тел, о чем мы будем говорить в слове «Force», назвал ее живой силой и утверждал, что она есть произведение массы на квадрат скорости, или, что то же самое, что она является как бы квадратом скорости при принятии массы за единицу. Г-н Вольф в «Mémoires de St.-Pétersbourg», т. 1, вздумал умножить живую силу на время, и это произведение он назвал действием, допуская, по-видимому, что действие тела есть результат всех сил, производимых им в каждое мгновение, и, следовательно, есть сумма всех мгновенных живых сил. Можно было бы спросить у сторонников Лейбница, вождем которых как бы считался Вольф, к чему они выдумали это метафизическое различие между действием и живой силой, — различие, которое, быть может, они не должны были бы полагать между ними, по крайней мере, следуя, созданному ими представлению о живой силе, но здесь не об этом идет речь, и мы об этом сможем поговорить в слове «Force». Пока мы допустим в качестве произвольного названия это понятие действия, и мы сперва заметим, что оно сводится к тому же, что и идея г. Мопертюи. Ибо произведение пространства на скорость — то же самое, что и произведение квадрата скорости на время. В работах, цитированных нами в слове \»Action», г. Мопертюи вовсе не говорит о том, знаком ли он с определением г. Вольфа. По-видимому, — нет; что касается нас, то мы не знали этого определения, когда писали статью «Действие», и здесь мы хотим добросовестно воздать должное каждому. Впрочем, не имеет значения, взял ли Мопертюи эту идею у Вольфа, или лишь сошелся с ним во взглядах, ибо здесь речь идет единственно о сделанных им отсюда выводах, к которым г. Вольф не имеет никакого отношения. Г-н Мопертюи является первым, кто показал, что при преломлении количество действия есть минимум. Не менее твердо установлено : Но сторонники Лейбница должны быть этим, по крайней мере, весьма удовлетворены. Более того, г. Эйлер показал, что этот принцип имеет место в кривых, описываемых телом, притягиваемым или толкаемым к неподвижной точке. Это красивое предложение распространяет принцип г. Мопертюи также на малую кривую, описываемую корпускулой света при прохождении из одной среды в другую, так что с этой точки зрения принцип оказывается истинным вообще и без ограничений. B Mémoires de l’Académie des Sciences de Prusse за 1751 г. г. Эйлер показал еще множество других случаев, где этот принцип применяется с легкостью и изяществом. Это не значит, что принцип равенства живой силы нулю также не имеет места в большом числе случаев. Это не значит, что из равенства живой силы нулю нельзя вывести многое из того, что выводят из минимальности действия; но это не доказывает тождественности обоих принципов, ибо к тому же самому заключению можно прийти разными путями. В итоге нашего об̈суждения то, что мы здесь сказали о Мопертюи, отнюдь не невыгодно для г. Мопертюи. Он предполагает, что два твердых тела мулу удара твердых тел Мы не допускаем, что здесь в вычислении г. Мопертюи количество действия смешивается с количеством живой силы: действительно, если предположить время одинаковым, как это сделано в данном случае, то оба эти количества будут пропорциональны друг другу, и можно сказать, что количество действия никогда не следует смешивать с живой силой, потому что, согласно определению г. Мопертюи, время входит в количество действия. Кроме того, в случае твердых тел, поскольку изменение происходит в неделимый момент — время, равное нулю, — постольку не будет никакого действия. На это возражение можно ответить, что когда тело движется или стремится двигаться с некоторой скоростью, всегда имеется действительное или возможное количество действия, которое будет соответствовать его движению, если бы оно двигалось равномерно с этой скоростью в течение некоторого времени. Таким образом, вместо слов: «количество действия, необходимого для произведения этого изменения» можно поставить слова: «количество движения, соответствующее этому изменению», и дать, таким образом, правило г. Мопертюи: «В производимом ударом изменении в скорости тел количество действия, которое будет отвечать этому изменению, есть наименьшее возможное, предполагая время постоянным». Мы говорим: «предполагая время постоянным»; эта модификация и, даже если угодно, ограничение необходима по двум соображениям: действий, затраченных за время, в течение которого усилие возникает и исчезает. Может быть, скажут, что в этом случае г. Мопертюи должен был воспользоваться словом живая сила вместо слова действие, ибо время, собственно говоря, здесь не играет роли. На это он, без сомнения, возразит, что он считал возможным связать этот закон в одно общее выражение с законом, который он установил для преломления. Если здесь заменить слово живая сила словом действие, все же окажется правильным, что г. Мопертюи первый свел удар твердых и упругих тел к одному закону; и это — самое главное; впрочем, и его теорема о преломлении ничего от этого не теряет. Безусловный факт, что общие законы движения были найдены без этого принципа, но, быть может, полезно показать, как он к ним применяется. Ясно, что, будучи так применен, этот принцип будет и может быть только каким-либо другим уже известным, но иначе изложенным принципом. Но так обстоит со всеми математическими истинами; в основе они являются только преобразованиями одной в другую (см. «Le Discours préliminaire», part viig). Например, принцип сохранения живых сил в действительности есть только древний принцип равновесия, как я это показал в своей «Динамике» (2-d part, chap. jv). Это не мешает принципу сохранения живых сил быть весьма полезным и делать честь его изобретателям. Применение и употребление принципа не допускает болыей общности. Что касается вводимого им предположения, что грузы являются как бы массами, то это предположение дано самой природой, и оно имеет место во всех теоремах о центре тяжести тел, которые не рассматриваются из-за этого, как менее общие. Из всего, что мы сказали, следует, что принцип минимальности действия имеет место в большом числе явлений природы, что среди них есть такие, как преломление и орбиты планет, к которым он прилагается с большой легкостью, и многие другие случаи, рассмотренные г. Эйлером (см. Mém. Acad. Berlin, 1751, и статья «Action»), что этот принцип прилагается ко многим другим случаям с некоторыми изменениями, более или менее произвольными, но что он всегда сам по себе полезен для механики и мог бы облегчить разрешение некоторых проблем. У Мопертюи оспаривали приоритет в открытии этого принципа. Г-н Кёниг для доказательства этого сперва привел место из Лейбница, извлеченное из рукописного. письма этого философа; это место, напечатанное в «Лейпцигских актах», май, 1751 г., содержало грубую ошибку, которая, по уверениям г. Кёнига, является опечаткой, он ее исправил, и, действительно, это переделанное место частично представляет принцип наименьшего действия. Если бы даже письмо Лейбница было подлинным (чего мы отнюдь не предрешаем), оно, не будучи опубликовано, ни в какой мере не умаляет принадлежности этого принципа г. Мопертюи. Г-н Кёниг, видимо, признает это в своем «Обращении к публиғе» о решении Прусской академии наук, вынесенном против подлинности этого отрывка. Г-н Кёниг сперва процитировал письмо, о котором идет речь, как написанное г. Германну, но затем он признал, что не знал, кому оно было написано ; он воспроизводит это письмо все полностью в своем «Обращении», где его и можно прочесть; оно весьма длинно, помечено Ганновером 16 октября 1707 г.; не рассматривая вопроса о его подлинности в целом, речь идет только о том, чтобы узнать, что тот, кто его передал Мы также должны уведомить, что г. Кёниг в «Лейпцигских актах» дает теорему о живых силах абсолютно ту же, что и теорема г. Куртиврона, напечатанная в Mémoires de l’Académie des Sciences, 1748, стр. 304 и которую Куртиврон зачитал Академии до публикации мемуара г. Кёнига (см. эту теорему в слове «Центр равновесия»). Нам только остается сказать два слова о метафизическом употреблении, которое г. Мопертюи сделал из своего принципа. Қак мы уже указали выше, мы думаем, что определение количества движения есть определение термина чисто математического и произвольного. Можно было бы назвать действшем произведение массы на скорость или на ее квадрат, или на некоторую функцию пространства и времени ; пространство и время суть два единственных объекта, которые мы ясно видим в движении тел; можно делать сколько угодно математических комбинаций из этих двух вещей, и все это можно назвать действием; но первоначальное и метафизическое понятие слова действие не будет от этого яснее. Вообще все теоремы о действии, определенном как угодно, о сохранении живых сил, о покое или равномерном движении центра тяжести и о прочих подобных законах суть не больше, как более или менее общие математические теоремы, а не философские принципы. Например, когда из двух тел, прикрепленных к рычагу, одно опускается, а другое поднимается, находят, если угодно, как г. Кёниг, что сумма живых сил равна нулю, ибо складывают с противоположными знаками количества, имеющие противоположные направления. Но это есть положение геометрии, а не истина метафизики, потому что, в сущности, эти живые силы, имея противоположные направления, вполне реальны, и можно было бы при другом направлении отрицать равенство суммы этих сил нулю. Дело обстоит так, словно утверждали бы, что в системе тел вовсе нет движения, когда количества движений равны и противоположны по знаку, хотя и реальны. Следовательно, принип г. Мопертюи, как и другие, есть только математический принцип; и мы думаем, что сам Мопертюи не очень далек от такого представления, тем более, что он не занял никакой позиции в метафизическом вопросе о живых силах, с которым связана идея «действия» (cм. Maupertuis, Oeuvres, Dresden, 1752, in Правда, он вывел из своего принципа существование бога чисто математически, если верить, что этот принцип наблюдается в природе. Впрочем, это доказательство существования бога он дал как пример доказательства, выведенного из общих законов Вселенной, — пример, которому он не придает ни исключительной силы, ни превосходства перед другими доказательствами. Он лишь справедливо настаивает, что особенно следует стремиться доказать существование бога общими явлениями и не ограничиваться выводом его из частных явлений, хотя и признает, что и этот вывод является полезным. Смотри предисловие к его произведению, в котором он полностью оправдался от злословных обвинений, коим злые или невежественные критики подвергли его по этому вопросу, потому, что нет ничего более модного в настоящее время, чем обвинение в атеизме, возбуждаемое вкривь и вкось против философов теми, кто философами не является. (См. также «Les actes de Leipsic de Mai 1751»; \»L’appel de M. Koenig au public\», «Mémoires l’Academie de Berlin, 1750 — 1751» и т. д.) Вот каковы (по крайней мере на сегодня — февраль 1754 г.) работы, действительно необходимые, ибо в них затронут рассматриваемый вопрос. Мы должны добавить, что г. Мопертюи никогда не отвечал на возводимые на него нападки по-этому поводу, о которых мы скажем: «Да не произносятся они в вашей среде, ибо это не подобает философам». Этот спор о действии, если нам будет позволено сказать, несколько походит на некоторые религиозные споры по горечи, которая была в него вложена, и по количеству людей, принявших в нем участие, ничего в этом не смысля.
|
1 |
Оглавление
|