Главная > ВАРИАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИКИ (Л.С. Полак)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
780
781
782
783
784
785
786
787
788
789
790
791
792
793
794
795
796
797
798
799
800
801
802
803
804
805
806
807
808
809
810
811
812
813
814
815
816
817
818
819
820
821
822
823
824
825
826
827
828
829
830
831
832
833
834
835
836
837
838
839
840
841
842
843
844
845
846
847
848
849
850
851
852
853
854
855
856
857
858
859
860
861
862
863
864
865
866
867
868
869
870
871
872
873
874
875
876
877
878
879
880
881
882
883
884
885
886
887
888
889
890
891
892
893
894
895
896
897
898
899
900
901
902
903
904
905
906
907
908
909
910
911
912
913
914
915
916
917
918
919
920
921
922
923
924
925
926
927
928
929
930
931
932
933
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Космология — существительное женского рода. Это слово, образованное из двух греческих слов хо́бно — мир и дојо — знание, буквально означает — знание о мире, т. е. знание, которое рассматривает Вселенную, где мы живем, такой, какова она в настоящее время. Этим она (космология) отличается от космографии и космогонии (см. эти слова).

Следовательно, космология является по существу общей, подтверждаемой доказательствами физикой, которая, не вникая в слишком случайные детали фактов, рассматривает с метафизической стороны результаты этих самых фактов, показывает существующие между ними единство и аналогию и тем самым пытается открыть часть общих законов, коими управляется Вселенная. Все в природе связано; все сущности связаны цепью, непрерывные части которой мы иногда наблюдаем, хотя в большинстве случаев эта непрерывность от нас и ускользает. Искусство философии состоит не в том, как это слишком часто случается, чтобы насильственно сближать удаленные части, невпопад соединяя эту цепь там, где она разорвана; ибо подобной попыткой мы только разделяем части, которые еще держались, или же разделяем их еще больше на конце, противоположном тому, который мы сближаем; искусство философии состоит в том, чтобы добавлять новые звенья разъединенным частям, дабы сделать их возможно менее удаленными. Но философия не должна льстить себя тем, что не будет пустоты во многих местах. Чтобы создать звенья, о которых идет речь, нужно принять во внимание две вещи: наблюдаемые факты, образующие вещество звеньев, и общие законы природы, образующие между ними связи. Я называю общими законами те законы, которые кажутся наблюдаемыми в большом количестве явлений, ибо я остерегаюсь говорить во всех.

Таковы законы движения, которые являются следствием непроницаемости тел и источником многих наблюдаемых нами в природе явлений.

Фигура и движение (я имею в виду движение, происходящее от импульса) — вот главная часть принципов, на коих покоится космология. От них не следует без необходимости слишком удаляться, но также не следует слишком настаивать, что они единственные; мы не знаем всех фактов, как же мы можем утверждать, что все они объясняются одним-единственным законом? Подобное утверждение окажется тем более опрометчивым, что среди сами́х фактов, которые мы знаем, имеются такие, которых законы импульса до сих пор объяснить не могли (см. «Attraction»).

Может быть, когда-нибудь это и удастся, но в ожидании этого великого открытия ограничим наше суждение об универсальности этих законов. Может быть (и это по меньшей мере столь же вероятно), имеется общий закон, который есть и будет всегда неизвестен нам; мы наблюдаем только частные следствия этого закона, неясные и ограниченные, следствия, которые мы продолжаем называть обцими законами.

Эта догадка весьма сходна с идеей, которую мы должны себе создать о единстве и простоте природы (см. «Nature»). Впрочем, если мы будем размышлять над слабостью нашего духа, мы еще больше будем удивляться тому, что́ он открыл, а не тому, что для него еще остается скрытым.

Но главная польза, которую мы должны извлечь из космологии, — это возвыситься через общие законы природы к познанию ее творца, мудрость которого эти законы установила, показала то, что нам надлежало о ней знать для нашей пользы или забавы, и скрыла от нас остальное, дабы научить нас сомневаться.

Таким образом, космология есть наука о мире, или Вселенной, рассматриваемой вообще, поскольку она есть сущность сложная и тем не менее простая, благодаря единству и гармонии своих частей; целое, которое управляется высшим разумом и пружины которого сочетаются, приводятся в действие и изменяются этим разумом.
«До г. Вольфа, — говорит г. Форми в одной из сообщенных нам статей, это название было неизвестно в школах, т. е. не было никакой особой части курса философии, которая бы так называлась. Ни один метафизик, по-видимому, даже не думал об этой части, и в столь огромном числе томов, написанных по метафизике, ничего не говорили о космологии. Наконец, г. Вольф подарил нам работу под таким названием «Cosmologia generalis, methodo scientifica pertractata, quâ ad Solidam, imprimis Dei atque naturae, cognitionem via sternitur, Francot. et Lips., in 4,1731 ). (Имеется новое издание 1737 г.)

Он издал эту работу непосредственно после онтологии и в качестве второй части метафизики, ибо он там установил принципы, которые нужны ему в естественной теологии для доказательства существования и атрибутов бога из случайности Вселенной и наличия порядка в природе. Вольф именует ее общей космологией или трансцендентной, ибо она содержит только одну абстрактную теорему, которая по отношению к физике является тем, чем онтология является по отношению к остальной философии.

Понятия этой науки вытекают из онтологии, так как речь идет о приложении к миру общей теории бытия и бытия сложного. На помощь этому рассмотрению мира приходят наблюдения и опыты. Таким образом, можно сказать, что имеется двоякая космология: космология теоретическая и космология эксперииментальная.

Из этих двух космологий г. Вольф собственно ограничился первой, как это показывает название его труда; но он, тем не менее, не пренебрег той помощью, которую ему мог оказать опыт, для утверждения этих принципов. И та и другая излагают принципы, которые служат для доказательства существования бога и его атрибутов. Основные проблемы, которые охватывает общая космология, сводятся к объяснению, каким образом мир возникает из соввокупности простых субстанций, и к развитию общих принципов модификаций материальных вещей. Именно это — наиболее ценный плод космологии; его одного достаточно, чтобы почувствовать ее ценность и стремиться к ее разработке, даже если бы она не давала ничего другого. Таким образом, удается доказать, что созерцание видимого мира приводит нас к познанию невидимой сущности, являющейся его творцом. Г-н Вольф кажется чрезвычайно убежденным в полезности и в верности этого нового пути, который он себе проложил; и вот как он об этом выражается:
«Я вынужден заявить, что, будучи во славу божию больше всего озабочен изложением (своих взглядов) о познании бога научным способом, не нашел никакой другой дороги, дающей возможность достигнуть этой цели, кроме той, которую указывает настоящее изложение, как не нашел я и философа, который надлежащим образом шел бы по этому пути, хотя не

следовало бы лишать славы и тех людей, которые, особенно в наше время, пытались применять к натуральному богословию метод доказательства» (Вольф).

Несколько лет тому назад г. Мопертюи дал нам опыт космологии, который, по-видимому, был разработан согласно принципам и взглядам, выше нами изложенным. Он думает, что мы не имеем ни достаточно фактов, ни достаточно принципов, чтобы охватить природу с одной точки зрения. Он удовлетворяется изложением системы Всельнной; он намеревается дать ее общие законы и отсюда извлекает новое доказательство существования бога. Так как этот труд вызвал в 1752 г. оживленный спор, то я здесь помещу некоторые соображения, разъясняющие этот вопрос.
Я буду возможно краток и надеюсь быть беспристрастным.
Общий закон г. Мопертюи есть закон наименьшего количества действия (см. его определение и изложение в слове «Действие»). Здесь мы добавим следующие замечания.

Лейбниц, сформулировав особую идею о силе движущихся тел, о чем мы будем говорить в слове «Force», назвал ее живой силой и утверждал, что она есть произведение массы на квадрат скорости, или, что то же самое, что она является как бы квадратом скорости при принятии массы за единицу.

Г-н Вольф в «Mémoires de St.-Pétersbourg», т. 1, вздумал умножить живую силу на время, и это произведение он назвал действием, допуская, по-видимому, что действие тела есть результат всех сил, производимых им в каждое мгновение, и, следовательно, есть сумма всех мгновенных живых сил. Можно было бы спросить у сторонников Лейбница, вождем которых как бы считался Вольф, к чему они выдумали это метафизическое различие между действием и живой силой, — различие, которое, быть может, они не должны были бы полагать между ними, по крайней мере, следуя, созданному ими представлению о живой силе, но здесь не об этом идет речь, и мы об этом сможем поговорить в слове «Force».

Пока мы допустим в качестве произвольного названия это понятие действия, и мы сперва заметим, что оно сводится к тому же, что и идея г. Мопертюи. Ибо произведение пространства на скорость — то же самое, что и произведение квадрата скорости на время. В работах, цитированных нами в слове \»Action», г. Мопертюи вовсе не говорит о том, знаком ли он с определением г. Вольфа. По-видимому, — нет; что касается нас, то мы не знали этого определения, когда писали статью «Действие», и здесь мы хотим добросовестно воздать должное каждому. Впрочем, не имеет значения, взял ли Мопертюи эту идею у Вольфа, или лишь сошелся с ним во взглядах, ибо здесь речь идет единственно о сделанных им отсюда выводах, к которым г. Вольф не имеет никакого отношения. Г-н Мопертюи является первым, кто показал, что при преломлении количество действия есть минимум. Не менее твердо установлено :
1) Этот принцип совершенно отличен от принципа — «природа действует всегда по самому простому пуmu», ибо этот последний принцип — неясный, из которого можно сделать сотню совершенно различных приложений, в зависимости от определения, которое пожелают дать тому, что́ подразумевают под наиболее простым путем природы, т. е. в зависимости от того, пожелают ли видеть простоту природы и кратчайший путь в прямолинейном направлении, т. е. в краткости направления, или же в краткости времени, или в минимуме количества движения, или в минимуме живой силы, или в мuнимуме действия и т. д. Следовательно, принцип г. Мопертюи отнюдь не является принципом простейшего пути, взятым неопределенно, но точным изложением того, что он считает за простейший путь природы.
2) Мы показали, что этот принцип весьма отличен от принципа Лейбница (см. «Action»), и было бы весьма странным, если бы Лейбниц был, как утверждали, знаком с принципом г. Мопертюи и в то же время не подумал o его приложении к преломлению. Но ниже мы коснемся вопроса с фактической стороны.
3) Установлено, что этот принцип Мопертюи, примененный к рефракции, примиряет конечные причины с механикой, по крайней мере в данном случае, чего еще никто не сделал. Этим примирением будут интересоваться в большей или меньшей степени в зависимости от большего или меньшего интереса к конечным причинам (см. это слово).

Но сторонники Лейбница должны быть этим, по крайней мере, весьма удовлетворены. Более того, г. Эйлер показал, что этот принцип имеет место в кривых, описываемых телом, притягиваемым или толкаемым к неподвижной точке. Это красивое предложение распространяет принцип г. Мопертюи также на малую кривую, описываемую корпускулой света при прохождении из одной среды в другую, так что с этой точки зрения принцип оказывается истинным вообще и без ограничений.

B Mémoires de l’Académie des Sciences de Prusse за 1751 г. г. Эйлер показал еще множество других случаев, где этот принцип применяется с легкостью и изяществом.
4) Этот принцип отличается от принципа равенства нулю живой силы по двум соображениям: в принципе Мопертюи речь идет не о нуле; а о минимуме и, кроме того, в действие вводится время, которое вовсе не входит в живую силу.

Это не значит, что принцип равенства живой силы нулю также не имеет места в большом числе случаев. Это не значит, что из равенства живой силы нулю нельзя вывести многое из того, что выводят из минимальности действия; но это не доказывает тождественности обоих принципов, ибо к тому же самому заключению можно прийти разными путями.
5) В статье Causes finales мы видели, что принцип минимальности времени терпит фиаско в вопросе об отражении в вогнутых зеркалах. Кажется, что так же дело обстоит с минимальностью действия, так как тогда путь светового луча есть максимум, а действие — также максимум. Правда, что здесь можно было бы подогнать этот принцип, постоянно относя отражение к плоским поверхностям; но, быть может, противникам конечных причинэтот ответ придется не по вкусу; лучше сказать, как мне кажется, что здесь действие есть некоторый максимум, а в других случаях — некоторый минимум. Будет не меньшей заслугой впервые применить этот принцип к преломлению, и дело будет обстоять, как и с принципом сохранения живых сил, который прилагается к удару упругих тел, но не имеет места в твердых телах.
6) Г-н Мопертюи применил этот закон минимальности действия к удару, и он первый определил одним и тем же принципом законы удара твердых тел и упругих. Правда, приложение этого принципа здесь немного более сложно, более запутано, менее просто и, быть может, менее строго, чем в случае преломления.

В итоге нашего об̈суждения то, что мы здесь сказали о Мопертюи, отнюдь не невыгодно для г. Мопертюи. Он предполагает, что два твердых тела A,B движутся в одном направлении : одно — со скоростью a, другое со скоростью b, и что их общая скорость после удара равна x; очевидно, говорит он, изменение, происшедшее в природе, состоит в том, что A потеряло скорость ax, а тело B приобрело скорость xb, следовательно, количество действия, необходимое для произведения этого изменения, которое следует приравнивать минимуму, есть A(ax)2+B(xb)2, что и дает обычную фор-

мулу удара твердых тел Aa+BbA+B. Все это весьма справедливо. Но все зависит также от смысла, который хотят придать словам «изменение, происшедшее в природе»: разве нельзя сказать, что происшедшее изменение состоит в том, что тело A, имевшее до удара количество действия или силы Aaa, меняет его после удара на количество Axx, и аналогично тело B и, таким образом, что AaaAxx есть изменение, происшедшее в теле A, а BxxBbb — изменение, происшедшее в теле B. Так что количество действия, вызвавшее это изменение, будет AaaAxx+BxxBbb. Между тем, это количество, приравненное минимуму, не дает более вышеприведенного закона удара твердых тел. Вот одно возражение, которое можно сделать г. Мопертюи и которое ему почти что было сделано, с той лишь разницей, что Axx — Aaa + +Bxx — Bbb предположили равным минимуму, вычитая количество AaaAxx из количества Bxx — Bbb, вместо того, чтобы его прибавить, как повидимому, также можно было бы сделать, потому что оба количества AaaAxx и BxxBbb положительны, хотя одно должно быть вычитаемо из Aaa, а второе прибавляемо к Bbb, и могут быть сложены вместе независимо от направления, в котором они действуют. Как бы то ни было, кажется, что можно было бы примирить или избежать всякой трудности в этом вопросе, ставя вместо слов «цзменение в природе», которые заключены в условии теоремы г. Мопертюи, слова «изменение в скорости»; тогда введенная им действительная двусмысленность не будет больше иметь места.

Мы не допускаем, что здесь в вычислении г. Мопертюи количество действия смешивается с количеством живой силы: действительно, если предположить время одинаковым, как это сделано в данном случае, то оба эти количества будут пропорциональны друг другу, и можно сказать, что количество действия никогда не следует смешивать с живой силой, потому что, согласно определению г. Мопертюи, время входит в количество действия. Кроме того, в случае твердых тел, поскольку изменение происходит в неделимый момент — время, равное нулю, — постольку не будет никакого действия. На это возражение можно ответить, что когда тело движется или стремится двигаться с некоторой скоростью, всегда имеется действительное или возможное количество действия, которое будет соответствовать его движению, если бы оно двигалось равномерно с этой скоростью в течение некоторого времени. Таким образом, вместо слов: «количество действия, необходимого для произведения этого изменения» можно поставить слова: «количество движения, соответствующее этому изменению», и дать, таким образом, правило г. Мопертюи: «В производимом ударом изменении в скорости тел количество действия, которое будет отвечать этому изменению, есть наименьшее возможное, предполагая время постоянным». Мы говорим: «предполагая время постоянным»; эта модификация и, даже если угодно, ограничение необходима по двум соображениям:
1) потому что при ударе твердых тел, где, строго говоря, время равно нулю, предположения, что время постоянно или переменно, — оба являются предположениями равно произвольными, и нужно, следовательно, принимать одно из них;
2) потому что при ударе упругих тел изменение происходит в конечное время, хотя и весьма малое, не равное нулю. По крайней мере весьма вероятно, что это время не одно и то же при разных ударах. Таким образом, здесь еще более необходимо выдвинуть предположение, о котором идет речь. Действительно, время, которое здесь предполагается постоянным, есть время, взятое произвольно и совершенно не зависящее от времени, в течение которого сообщается движение; за истинное количество действия, употребленного на происпедшее изменение, можно принять сумму малых количеств

действий, затраченных за время, в течение которого усилие возникает и исчезает. Может быть, скажут, что в этом случае г. Мопертюи должен был воспользоваться словом живая сила вместо слова действие, ибо время, собственно говоря, здесь не играет роли. На это он, без сомнения, возразит, что он считал возможным связать этот закон в одно общее выражение с законом, который он установил для преломления. Если здесь заменить слово живая сила словом действие, все же окажется правильным, что г. Мопертюи первый свел удар твердых и упругих тел к одному закону; и это — самое главное; впрочем, и его теорема о преломлении ничего от этого не теряет. Безусловный факт, что общие законы движения были найдены без этого принципа, но, быть может, полезно показать, как он к ним применяется. Ясно, что, будучи так применен, этот принцип будет и может быть только каким-либо другим уже известным, но иначе изложенным принципом. Но так обстоит со всеми математическими истинами; в основе они являются только преобразованиями одной в другую (см. «Le Discours préliminaire», part viig). Например, принцип сохранения живых сил в действительности есть только древний принцип равновесия, как я это показал в своей «Динамике» (2-d part, chap. jv). Это не мешает принципу сохранения живых сил быть весьма полезным и делать честь его изобретателям.
7) Мопертюи применяет также свой принцип к равновесию рычага; но для этого необходимо сделать некоторые допущения, между прочим, допустить, что скорость всегда пропорциональна расстоянию от точки опоры и что время — постоянно, как в ударе твердых тел. Кроме того, нужно допустить, что длина рычага дана и что имеется точка опоры, ибо если была бы дана точка опоры и одно из плеч, а отыскивалось бы другое плечо, то при помощи принципа действия нашли бы, что это плечо равно нулю. Впрочем, предположения, которые здесь делает г. Мопертюи, допустимы. Чтобы быть неуязвимым, достаточно их изложить, но всякое другое предположение также должно было бы быть изложено.

Применение и употребление принципа не допускает болыей общности. Что касается вводимого им предположения, что грузы являются как бы массами, то это предположение дано самой природой, и оно имеет место во всех теоремах о центре тяжести тел, которые не рассматриваются из-за этого, как менее общие.

Из всего, что мы сказали, следует, что принцип минимальности действия имеет место в большом числе явлений природы, что среди них есть такие, как преломление и орбиты планет, к которым он прилагается с большой легкостью, и многие другие случаи, рассмотренные г. Эйлером (см. Mém. Acad. Berlin, 1751, и статья «Action»), что этот принцип прилагается ко многим другим случаям с некоторыми изменениями, более или менее произвольными, но что он всегда сам по себе полезен для механики и мог бы облегчить разрешение некоторых проблем.

У Мопертюи оспаривали приоритет в открытии этого принципа. Г-н Кёниг для доказательства этого сперва привел место из Лейбница, извлеченное из рукописного. письма этого философа; это место, напечатанное в «Лейпцигских актах», май, 1751 г., содержало грубую ошибку, которая, по уверениям г. Кёнига, является опечаткой, он ее исправил, и, действительно, это переделанное место частично представляет принцип наименьшего действия. Если бы даже письмо Лейбница было подлинным (чего мы отнюдь не предрешаем), оно, не будучи опубликовано, ни в какой мере не умаляет принадлежности этого принципа г. Мопертюи. Г-н Кёниг, видимо, признает это в своем «Обращении к публиғе» о решении Прусской академии наук, вынесенном против подлинности этого отрывка.

Г-н Кёниг сперва процитировал письмо, о котором идет речь, как написанное г. Германну, но затем он признал, что не знал, кому оно было написано ; он воспроизводит это письмо все полностью в своем «Обращении», где его и можно прочесть; оно весьма длинно, помечено Ганновером 16 октября 1707 г.; не рассматривая вопроса о его подлинности в целом, речь идет только о том, чтобы узнать, что тот, кто его передал г. Кёнигу, ничего не прибавил или не изменил данный отрывок. Г-н Кёниг говорит, что получил это письмо из рук г. Henzy, несколько лет тому назад обезглавленного в Берне. Он уверяет, что он имеет на руках много других писем Лейбница, которые ему передал этот самый г. Henzy. По словам Кёнига, многие из них налисаны рукой г. Henzy. По поводу письма, о котором идет речь, г. Кёниг отнюдь не говорит нам о том, какой рукой оно написано. Он только говорит, что он имеет много других писем, написанных той же рукой, и что одно из них оказалось в напечатанном сборнике in 4, и в своем «Обращении» он переписывает эти письма. Г-н Кёниг также не говорит нам, видел ли он оригинал этого письма, написанный рукой Лейбница. Вот факты, на основании которых публике предоставляется судить, был ли подлинным цитированный отрывок или нет.

Мы также должны уведомить, что г. Кёниг в «Лейпцигских актах» дает теорему о живых силах абсолютно ту же, что и теорема г. Куртиврона, напечатанная в Mémoires de l’Académie des Sciences, 1748, стр. 304 и которую Куртиврон зачитал Академии до публикации мемуара г. Кёнига (см. эту теорему в слове «Центр равновесия»).

Нам только остается сказать два слова о метафизическом употреблении, которое г. Мопертюи сделал из своего принципа. Қак мы уже указали выше, мы думаем, что определение количества движения есть определение термина чисто математического и произвольного.

Можно было бы назвать действшем произведение массы на скорость или на ее квадрат, или на некоторую функцию пространства и времени ; пространство и время суть два единственных объекта, которые мы ясно видим в движении тел; можно делать сколько угодно математических комбинаций из этих двух вещей, и все это можно назвать действием; но первоначальное и метафизическое понятие слова действие не будет от этого яснее. Вообще все теоремы о действии, определенном как угодно, о сохранении живых сил, о покое или равномерном движении центра тяжести и о прочих подобных законах суть не больше, как более или менее общие математические теоремы, а не философские принципы. Например, когда из двух тел, прикрепленных к рычагу, одно опускается, а другое поднимается, находят, если угодно, как г. Кёниг, что сумма живых сил равна нулю, ибо складывают с противоположными знаками количества, имеющие противоположные направления. Но это есть положение геометрии, а не истина метафизики, потому что, в сущности, эти живые силы, имея противоположные направления, вполне реальны, и можно было бы при другом направлении отрицать равенство суммы этих сил нулю. Дело обстоит так, словно утверждали бы, что в системе тел вовсе нет движения, когда количества движений равны и противоположны по знаку, хотя и реальны.

Следовательно, принип г. Мопертюи, как и другие, есть только математический принцип; и мы думаем, что сам Мопертюи не очень далек от такого представления, тем более, что он не занял никакой позиции в метафизическом вопросе о живых силах, с которым связана идея «действия» (cм. Maupertuis, Oeuvres, Dresden, 1752, in 4 ).

Правда, он вывел из своего принципа существование бога чисто математически, если верить, что этот принцип наблюдается в природе. Впрочем, это доказательство существования бога он дал как пример доказательства,

выведенного из общих законов Вселенной, — пример, которому он не придает ни исключительной силы, ни превосходства перед другими доказательствами. Он лишь справедливо настаивает, что особенно следует стремиться доказать существование бога общими явлениями и не ограничиваться выводом его из частных явлений, хотя и признает, что и этот вывод является полезным. Смотри предисловие к его произведению, в котором он полностью оправдался от злословных обвинений, коим злые или невежественные критики подвергли его по этому вопросу, потому, что нет ничего более модного в настоящее время, чем обвинение в атеизме, возбуждаемое вкривь и вкось против философов теми, кто философами не является. (См. также «Les actes de Leipsic de Mai 1751»; \»L’appel de M. Koenig au public\», «Mémoires l’Academie de Berlin, 1750 — 1751» и т. д.)

Вот каковы (по крайней мере на сегодня — февраль 1754 г.) работы, действительно необходимые, ибо в них затронут рассматриваемый вопрос. Мы должны добавить, что г. Мопертюи никогда не отвечал на возводимые на него нападки по-этому поводу, о которых мы скажем: «Да не произносятся они в вашей среде, ибо это не подобает философам». Этот спор о действии, если нам будет позволено сказать, несколько походит на некоторые религиозные споры по горечи, которая была в него вложена, и по количеству людей, принявших в нем участие, ничего в этом не смысля.

1
Оглавление
email@scask.ru