ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧА
— специальная задача игр дифференциальных, в которой имеется два игрока (преследователь и преследуемый). Целью первого является поимка второго, соответственно второй стремится избежать поимки. Математически задача формулируется в следующем виде. Поведение преследователя Р описывается системой дифф. ур-ний
где
вектор,
—
-мерная ф-ция с компонентами
—
-мерный вектор, меняющийся в области U, t — время. Аналогично описывается поведение преследуемого Е:
где v —
-мерный вектор, меняющийся в области V. Говорят, что игрок Р догнал игройа Е, если в некоторый момент времени
Иногда для поимки требуется совпадение только части координат
к п. При выборе своего управления игроки Р и Е могут пользоваться лишь моментальной информацией, т. е. знанием фазовых координат
в текущий момент времени. Поэтому свои управления они должны выбирать как ф-ции координат
Требуется выяснить, из каких начальных состояний
игрок Р может закончить преследование за конечное время и какие управления и
он должен использовать при этом.
П. з. хорошо исследована, в основном, для линейных систем дифф. ур-ний, т. е. когда
где А и D — матрицы размеров
, а В и С — матрицы размеров
и
соответственно. Для этого случая сформулирован ряд достаточных условий того, что из некоторой точки
игрок Р может закончить преследование за конечное время. Имеются также условия, при которых игрок Е гарантирует себе, что он не будет пойман.
Одно из наиболее просто проверяемых условий того, что игрок Р догонит игрока Е, можно (несколько нестрого) описать в следующих терминах. Пусть
— множество точек, которые может достигнуть игрок Р в момент времени Т, используя всевозможные допустимые управления, т. е. такие ф-ции и
которые ограничены, измеримы и